Соглашение об избежании двойного налогообложения с Азербайджаном

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Азербайджаном

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

05.06.2020

51 / 443

Всего документов в БД:

100698

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

от 3 июля 1997 года

Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Статья 1 Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2 Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым в Договаривающихся Государствах, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доход и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей суммы имущества или с отдельных элементов дохода или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

а) в Азербайджанской Республике:

(i) налог на прибыль и отдельные виды доходов юридических лиц;

(ii) подоходный налог с физических лиц; и

(iii) налог на имущество

(далее именуемые “налоги Азербайджана”);

b) в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество предприятий; и

(iv) налог на имущество физических лиц

(далее именуемые “российские налоги”).

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующем налоговом законодательстве.

Статья 3 Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) термины “одно Договаривающееся Государство” и “другое Договаривающееся Государство” означают, в зависимости от контекста, Азербайджанскую Республику или Российскую Федерацию;

b) термин “лицо” означает физическое лицо, юридическое лицо или любое другое объединение лиц;

с) термины “предприятие одного Договаривающегося Государства” и “предприятие другого Договаривающегося Государства” означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

d) термин “компания” означает любое корпоративное объединение или любое другое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения;

е) термин “международная перевозка” означает любую перевозку водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортным средством, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такое транспортное средство эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве;

f) термин “компетентный орган” означает:

(i) применительно к Азербайджанской Республике – Министерство финансов или его уполномоченного представителя;

(ii) применительно к Российской Федерации – Министерство финансов или его уполномоченного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой не определенный в нем термин будет, если из контекста не вытекает иное, иметь то значение, которое он имеет в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Соглашение об устранении двойного налогообложения

Гражданин или организация могут быть зарегистрированы на территории одного государства, но по факту находиться в другом. В этом случае возможна законодательная коллизия: с доходов хозяйствующего субъекта нужно будет платить налоги в два бюджета, что означает потерю их значительной доли. Чтобы избежать подобной ситуации, заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. В 2018 году у России такие договоры подписаны с 83 странами мира.

Понятие фактического получателя дохода (ФПД)

Согласно ст. 7 НК РФ, устранение двойного обложения налогами возможно исключительно по отношению к доходам фактического получателя (ФПД). Если денежные средства выплачиваются иному лицу, выполняющему в сделке роль посредника, нормы международных соглашений не действуют. Это помогает избежать злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, когда в цепочку вводятся ненужные транзитные фирмы для необоснованного получения льгот.

С точки зрения межстрановых договоров об избежании двойного налогообложения и норм российского права, возможно три ситуации:

  • ФПД (бенефициар по сделке) не определен – если российское предприятие выплачивает доход посреднику, оно выполняет функции налогового агента, удерживая с суммы установленный процент и перечисляя в бюджет РФ. Например, для дивидендов ставка составляет 15%.
  • ФПД установлен, он является резидентом РФ – если бенефициаром является гражданин, фирма-плательщик удерживает с его дохода НДФЛ. Если получатель – компания, налог можно не удерживать, но при этом нужно проинформировать ИФНС о том, кто выступает ФПД по сделке.
  • ФПД установлен, он является нерезидентом – если со страной, где зарегистрировано физическое или юридическое лицо, заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, стороны действуют в соответствии с положениями этого документа. Если такого договора нет, плательщик удерживает налог в общем порядке согласно нормам, изложенным в НК РФ.

Указанная логика распространяется для любых видов доходов, включая дивиденды.

Кто признается ФПД?

Согласно положениям ст. 7 НК РФ, ФПД признается лицо, которое может распоряжаться доходом, полученным другой компанией, потому что обладает прямым или косвенным влиянием, владеет долей в акционерном капитале и т.д.

Правила об устранении двойного налогообложения не распространяются на субъектов, не признаваемых ФПД. Это лица, которые получают доходы, но не могут распоряжаться ими по своему усмотрению или выполняют в сделке исключительно посредническую роль.

Согласно разъяснениям ФНС, в роли ФПД может выступать лицо, которое отвечает следующим критериям:

Реальная деятельность

Компания обладает активами, которыми может распоряжаться по своему усмотрению, совершает реальные, а не формальные сделки, у организации имеются конкретные бизнес-цели, ее роль и функции выходят за рамки посредничества.

Реальное присутствие

Означает, что у фирмы имеется офис, персонал, первое лицо (директор), действующее от имени организации, IP-адрес, телефонная линия. Компания сдает отчетность в налоговые органы, подписывает договоры.

Для применения методов устранения двойного налогообложения к конкретной сделке, компании нужно проанализировать экономическую сущность операции и определить, соответствует ли ФПД действующим законодательным критериям.

При проверке документации налоговые органы обратят внимание на то, есть ли у получателя дохода иные источники поступления средств, являются ли они для него существенными. По сделке придется выплатить налог в бюджет РФ, если выяснится, что основная цель ФПД – вывод средств из-под налогообложения.

Порядок подтверждения ФПД

Чтобы использовать действующие методы избежания двойного налогообложения, российская компания-плательщик должна подтвердить ФПД. Для этого она представляет в налоговые органы пакет документов, обосновывающих:

  • необходимость проведения сделки конкретного типа;
  • необходимость вовлечения в операцию иностранных участников;
  • разумность и обоснованность принятого решения.

Действующее законодательство не указывает, какие конкретно документы следует предоставить. Главное – чтобы по результатам ознакомления с ними ИФНС или суд сделали вывод о правомерности применения налоговых льгот.

С какими странами заключены соглашения?

Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке. По состоянию на 15.08.2018 года он включает выглядит так:

Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды

Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья. Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Читайте также:  Поездка в Израиль самостоятельно, курорты, цены, документы

Соглашение об избежании двойного налогообложения — что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,— говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,— поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,— говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка — 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России — 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу — 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала — 50 тыс. евро — облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае — 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов — уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине — незаконно.

Юлия Кожевникова, Tranio

Подпишитесь, чтобы не пропускать свежие статьи

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Россия предложила Мальте и Люксембургу изменить налоговые соглашения

Правительство России предложило министерствам финансов Мальты и Люксембурга изменить соглашения об избежании двойного налогообложения. Предложение российской стороны – повысить до 15% ставку налога на доходы от дивидендов и процентов по ним.

По текущему соглашению когда российская компания выплачивает дивиденды на Мальту, то в России налог составляет 5% дивидендов, если мальтийской компании принадлежит не менее 25% российской компании, выплачивающей дивиденды, и доля участия в капитале не меньше 100 000 евро. В остальных случаях налог в России составляет 10% общей суммы дивидендов. А налог с процентов по дивидендам не должен превышать 5% от всей суммы процентов.

По соглашению с Люксембургом на ставку 5% налога с дивидендов можно рассчитывать, если компании – получателю дивидендов напрямую принадлежит не менее 10% капитала компании – плательщика дивидендов и она инвестировала в нее не меньше 80 000 евро. В остальных случаях налог – 15% от суммы дивидендов.

Прямые инвестиции из России в Люксембург по итогам девяти месяцев 2019 г. – $743 млн, на Мальту — всего $5 млн.

Читайте также:  Кордильеры Северной Америки, Канада — подробная информация с фото

В марте президент Владимир Путин предложил повысить ставку налога на выводимые за рубеж доходы до 15%, не уточнив юрисдикции, на которые распространится это предложение. Если страны откажутся скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения, Россия из них выйдет, обещал Путин в обращении к населению 25 марта. 1 апреля правительство России направило аналогичное письмо о пересмотре ставки правительству Кипра.

Консультанты назвали предложения президента «концом эпохи офшоров». Из-за пересмотра соглашений привлекательность инвестиций в Россию уменьшится, предупреждал партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов. Станут менее привлекательны зарубежные структуры в странах, где они будут пересмотрены, поясняет партнер EY Марина Белякова. А если странам не удастся договориться, есть риски двойного налогообложения в результате расторжения соглашений, заключает директор департамента налогов и права Deloitte Олег Трошин.

Минфин разъяснял, что «налог на дивиденды» начнет действовать с доходов за 2021 г. Изменения не затронут процентные доходы, выплачиваемые по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками. Задача – обложить доходы, налоговую нагрузку на которые получатели дивидендов целенаправленно снижают, заявлял Минфин: «Изменения коснутся только так называемых транзитных юрисдикций. Как правило, компании в таких юрисдикциях созданы для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Это относится в первую очередь к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций», – пояснял Минфин.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Печатная газета «Ведомости» не будет выходить до 14 июня 2020 года из‑за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), введения в Москве режима повышенной готовности и ограничений, установленных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12‑УМ.

Если у вас есть подписка на газету, вы сможете читать «Ведомости» на сайте без ограничений. Чтобы получить полный доступ к закрытым статьям, напишите нам: podpiska@vedomosti.ru. Укажите email для входа в личный кабинет на сайте и адрес доставки газеты.

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • HBR Россия
    • Как потратить
    • Ведомости&
    • Карьера
    • Конференции
    • Практика

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

    Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Односторонний выход из соглашений об избежании двойного налогообложения (инициатива РФ в связи с пандемией COVID-19)

    0. Предисловие и постановка проблемы

    Одним из мероприятий в перечне поручений по итогам обращения Президента от 28 марта № Пр-586 (в связи с коронавирусной инфекцией) указано прекращение действия международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Договор о налогообложении), в случае недостижения договоренности об установлении 15-процентной ставки доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. 1 апреля Правительство РФ запросило уполномоченные органы Республики Кипр на изменение Договора о налогообложении, аналогичные уведомления были посланы Мальте и Люксембургу Министерством финансов РФ.

    В связи с этим автор настоящего поста попытался оценить правовые последствия прекращения Договоров о налогообложении, с точки зрения международного права.

    1. Односторонний выход является правомерным

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Соглашение Россия-Кипр) (1998) является двусторонним международным договором, а значит к нему применяются положения Венской конвенции о праве международных договоров (1969) (далее – Венской конвенции). C огласно ст. 39 Венской конвенции международный договор может быть изменен по соглашению между участниками. В этой связи обращения уполномоченных органов РФ к уполномоченным органам других государств с целью обоюдного согласования изменений является правомерным. Более того, согласно ст. 31 Соглашения Россия-Кипр «любое Договаривающееся Государство может прекратить действие Соглашения, направив по дипломатическим каналам другому Договаривающемуся Государству письменное уведомление о прекращении действия в любое время после истечения 5 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения» . Учитывая, что 5-летний срок уже прошел, поскольку оно вступило в силу 5 декабря 1998 года, Российская Федерация, обладает правом одностороннего выхода. При этом, в случае отказа со стороны другой стороны, Соглашение Россия-Кипр прекратит свое действие не ранее 1 января 2021 года.

    В Конвенции между Правительством РФ и Правительством Мальты «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (2013) , а также Соглашении между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (1993) содержится аналогичное положение, посвященное возможности одностороннего выхода из договора.

    2. Односторонний выход и заполнение лакун

    Следует отметить, что помимо, непосредственно, статьи, посвященной устранению двойного налогообложения, утратят силы положения, посвященные обмену информации, помощи в сборе налогов и т.д.. Это противоречит тренду все большего сотрудничества между юрисдикциями, закладываемому ОЭСР.

    Отмена Договора о налогообложении повлечет возникновение лакун в правовом регулировании между государствами-сторонами, поскольку этот инструмент, до сих пор, является ведущим (первичным) в международном финансовом регулировании. Соответственно, возникает вопрос относительно иного восполняющего правового регулирования, которое позволит уменьшить риски.

    2.1. Многостороння конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

    Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция BEPS ) (2016) была принята Российской Федерацией (вступил в силу 01.10.2019) и Республикой Кипр (вступит в силу 01.01.2021). Более того, были сделаны уведомления (п/п. а п. 1 ст. 2 ( ii ))) . Согласно взаимосвязанным ст.ст. 1, 2 Конвенции BEPS она изменяет все налоговые соглашения, т.е. Договоры о налогообложении. Другими словами, с ее помощью осуществляется имплементация положений, которые согласуется с шагами 2, 6, 7, 14 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения ( BEPS) . Однако Конвенция BEPS не восполнит отсутствие Договоров о налогообложении. Другими словами, Российская Федерация утратит возможности устранить гибридные механизмы или риск злоупотребления, обеспечить большую транспарентность в отношении Республики Кипр. А ведь механизмы, предусмотренные BEPS, способны закрыть вопрос с 15% ставкой (при их реализации).

    2.2. Типовые (модельные) конвенции

    Нельзя не отметить, что существуют Типовая конвенция Организации Объединенных Наций «Об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами» (далее – Типовая конвенция ООН) и Модельная налоговая конвенция ОЭСР (далее – Модельная конвенция ОЭСР). Эти две модели (прим.: ООН и ОЭСР) положены в основу большинства современных Договоров о налогообложении.

    Типовая конвенция ООН не является обязательной и направлена на формирование единой практики в сфере двойного налогообложения. В предисловии сказано, что она “призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних налоговых договоров”. Модельная конвенция ОЭСР также предусматривает стандартные (типизированные) положения, многие из которых воспринимаются государствами в качестве ориентира, к примеру, Российской Федерацией.

    Юридическая природа указанных конвенций является аналогичной, и предполагается, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство, для того чтобы быть применены. К примеру, действующие российские Договоры о налогообложение основаны на Модельной конвенции ОЭСР, однако вне соглашений об избежании двойного налогообложения она не может быть применена, т.е. напрямую регулировать отношения Российской Федерации и Республики Кипр в этой сфере.

    2.3. Страсбургская конвенция

    Договоры о налогообложении включают положения об обмене информацией, к примеру, ст. 26 Соглашение Россия-Кипр. Положения об обмене информацией – это определяющая глобального тренда, направленного на увеличение транспарентности (прозрачности).

    Обмен информацией регулируется не только Договорами о налогообложении, но и другими соглашениями. В частности, Российская Федерация и Республика Кипр являются государствами-участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (1988) (далее – Страсбургская конвенция), раздел I , которой регулирует обмен информацией. Причем следует отметить, что ст.ст. 5-7 устанавливают следующие виды: по запросу, автоматический, инициативный. Наибольший интерес среди них вызывает автоматический обмен информации – передача информации по всем налоговым резидентам с некоторой периодичностью – которая уже осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Кипр. Это стало возможным, в том числе, потому, что оба государства приняли Многостороннее соглашение уполномоченных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

    Помимо этого, Страсбургская конвенция, в частности, Раздел II , посвященный помощи во взыскании, восполняет регулирование о помощи в сборе налогов, которое предусмотрено, к примеру, ст. 27 Соглашения Россия- Кипр.

    3. Дополнительные риски

    3.1. Следует отметить, что в отношении многих шагов, к примеру, шаг 5 или вредная налоговая практика , шаг 6 или предотвращение злоупотребление налоговым соглашением, шаг 14 или процедура взаимного соглашения (Mutual Agreement Procedure) в отношении Республики Кипра у ОЭСР не содержится информации, что имплицитно предполагает дополнительные риски, которые примет на себя Российская Федерация, взамен того, чтобы обновить Соглашение Россия-Кипр с помощью Конвенции BEPS .

    3.2. В последнее время ОЭСР говорит о проблемах налогообложения, возникших из-за эпидемии, в отношении трансграничной занятости . Буквально, в начале апреля, Секретариат ОЭСР предложил методические рекомендации по этому вопросу. Несмотря на то, что Договор о налогообложении, сам по себе, не разрешает все возможные сложности, описанные Секретариатом ОЭСР, тем не менее, отсутствие регулирования, предусмотренного им, способно увеличить количество вопросов, касающихся трансграничной занятости.

    3.3. Отсутствие Договора о налогообложении будет приводить к ситуации двойного налогообложения. Учитывая шаг 2 BEPS ( нейтрализация воздействия гибридных механизмов), направленные на устранение ситуации двойного не налогообложения, прекращение соглашения будет серьезным откатом назад, поскольку всегда существует вероятность того, что государства по-разному регулируют понятие резидентства по какой-либо причине (различное количество дней пребывания, нестыковки в концепции налогообложения, нестыковки в понимании источника).

    3.4. Существуют «черный» и «серый» списки юрисдикции, к примеру, уже упоминавшиеся Республика Кипр и Мальта были представлены среди 38 юрисдикций, принявших на себя обязательства ОЭСР по повышению прозрачности и налаживанию эффективного обмена информацией по налоговым вопросам. Речь идет о том, что государства, которые включаются в подобные листы оцениваются как более «рисковые», поскольку они не исполняют обязательства, либо исполняют их ненадлежащим образом, тем самым, не обеспечивая надлежащий уровень, прежде всего, прозрачности. Нельзя не отметить, что низконалоговые юрисдикции, которые, как правило, включаются в эти списки, провели «законодательную волну» за последние полтора года, улучшив таким образом соблюдение правил и стандартов ОЭСР. Однако , теоретически, возможна ситуация, при которой выход из Договора о налогообложении повлечет отсутствие регулирования с государством, которое не обеспечивает надлежащий уровень прозрачности (прим.: частично соответствуют) или нарушает требование преобладания содержания над формой.

    4. Выводы

    4.1. Российская Федерация вправе совершить односторонний выход из Договоров о налогообложении, однако их прекращение состоится не раньше 2021 года;

    4.2. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – обмен информацией, документами, помощь во взыскании и иное административное сотрудничество – можно заменить с помощью Конвенции BEPS , Страсбургской конвенции и иных инструментов;

    4.3. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – дифференцированные уровни ставок, устранение противоречий между законодательствами разных государств, к примеру, определение «резиденции» – не может быть восполнена существующим международным инструментарием;

    4.4. В ыход Российской Федерации из Договором о налогообложении негативным образом скажется на объеме инвестиций;

    4.5. Конвенция BEPS, направленная на обновление Договоров о налогообложении, не может быть применена вне последних. Положения, предусмотренные Конвенцией BEPS , помогли бы закрыть вопрос с 15% ставкой (прим.: Конвенция BEPS применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, – не ранее 01.01.2021 ).

    Таким образом, выход из Договоров о налогообложении представляется опрометчивым решением в текущих условиях.

    Актуальный список договоров Грузии об избежании двойного налогообложения

    На май 2020 года, Грузия имеет 56 подписанных договоров об избежании двойного налогообложения. Их цель – предотвратить уплату двойных налогов и/или уклонение от самой уплаты. Данная информация будет актуальной для нерезидентов, которые планируют зарегистрировать компанию в Грузии для оптимизации финансовой деятельности.

    Список стран СНГ и постсоветского пространства, с которыми Грузия заключила договоры об избежании двойного налогообложения

    Список европейских стран, с которыми Грузия заключила договоры об избежании двойного налогообложения

    Список азиатских стран, с которыми Грузия заключила договоры об избежании двойного налогообложения

    Список других стран, с которыми Грузия заключила договоры об избежании двойного налогообложения

    Грузия постепенно становится стабильной и процветающей страной. Сегодня в Грузии полноценно функционируют свободные индустриальные зоны, в которых действует упраздненное налогообложение компаний. В сочетании с договорами об избежании двойного налогообложения с 56 странами, зарегистрированные компании в Грузии получает массу возможностей для диверсификации активов. Более подробно про все изменения и возможности страны вы найдете в разделе страны: Грузия – банковские счета, регистрация компаний в свободных зонах и ВНЖ за инвестиции.

    Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    Грузия – это туристическая «жемчужина» Кавказа. Сюда приезжает много иностранцев, чтобы изучить новую интересную страну, с красивой природой и гостеприимными людьми. И, конечно же, большинство…

    Хотите снизить отрицательное влияние кризиса на бизнес, тогда вам следует обратить внимание на такой инструмент, как Свободные индустриальные зоны (СИЗ) в Грузии. Преимущество их в…

    Готовая компания в Грузии дает возможность быстро получить эффективный инструмент для ведения бизнеса. Особенно интересны юридические лица со льготными режимами налогообложения. Речь идет о компаниях…

    Регистрация компании в Свободной индустриальной зоне Грузии (СИЗ) – это реальная возможность уменьшить операционные издержки. Снижение налогообложения, расходов на бухгалтерские и коммунальные услуги, оплату труда,…

    Грузинская юрисдикция последние несколько лет пользовалась большой популярностью среди иностранных бизнесменов. Здесь созданы хорошие условия для ведения бизнеса в международных масштабах, есть масса возможностей снизить…

    Регистрация компании в Грузии в Свободной индустриальной зоне открывает большие перспективы компаниям экспортерам. Здесь низкие налоги, дешевая рабочая сила и есть много вариантов снизить расходы,…

    Производителей или бизнесменов желающих открыть склад в Тбилиси должна заинтересовать недвижимость, которая продается на приватизационном аукционе – крупный участок земли со строениями в районе Самгори-Исани.…

    Стабильная и растущая экономика одно из преимуществ грузинской юрисдикции. Ведь инвесторы, которые уверены в сохранении и приумножении своих капиталов активней открывают бизнес в стране. Поэтому…

Добавить комментарий