Апатриды: кто это такие, их правовое положение в России

Апатрид: кто это и какими правами обладает

В обществе имеется группа людей, которые могут жить на территории страны, не имея гражданства. Эта категория называется апатридами. Находясь в чужой стране, они должны соблюдать законы, написанные для иностранцев. В статье разберем, кто же является апатридом, рассмотрим вопрос о легализации проживания этих людей, а также процесс получения гражданства.

Статус апатрида: люди без гражданства

У каждой страны имеются свои законы, регулирующие правила людей без гражданства. В России эта группа людей должна соблюдать все законы, но Конституция также ограничивает некоторые права.

Права, обязанности и ответственность

Возможности апатридов при нахождении в Российской Федерации отличаются от возможностей обычных жителей. Правовой статус лиц без гражданства разрешает передвигаться по стране в целях путешествия или бизнеса. С официальной работой могут возникнуть трудности, а вести свое дело можно без запретов. Согласно законам, регулирующим поведение иностранцев, люди без гражданства (сокращенно – ЛБГ) не имеют права участия в выборах, но могут претендовать на бесплатное обучение в школах.

Хоть и возможности апатридов не сильно отличаются от обычных граждан, ЛБГ имеют свои обязанности:

  • выплата налогов и сборов за жилищно-коммунальные услуги;
  • соблюдение законодательства РФ;
  • принятие культуры и истории России, а также сохранение экологии;
  • обязательная временная регистрация на месте пребывания;
  • уезд из страны после окончания действия миграционной визы или после двух недель с момента РВП/ВНЖ;
  • принятие интересов российских граждан.

При нарушении Конституции РФ ЛБГ могут депортировать с территории страны без права на повторное посещение. В случае тяжелых правонарушений людям грозит уголовный срок. Судебное дело у ЛБГ рассматривает специальная миграционная судебная инстанция.

Социальные аспекты

Люди без гражданства имеют права, такие же, как и у обычных жителей страны, однако некоторые привилегии им недоступны. Лица могут подать заявление для получения медицинского полиса, чтобы воспользоваться бесплатной медициной.

При попытке зарегистрировать официальную трудовую деятельность могут возникнуть проблемы. Большинство государственных компаний требуют постоянную прописку. Правительство разрешает устраивать детей в сады и начальные школы, если родители предоставляют удостоверение личности ребенка.

Причины отсутствия гражданства

У лиц, находящихся в государстве, может отсутствовать гражданство по следующим причинам:

  • Рождение детей-апатридов. Если у пары, которая не имеет российского гражданства, рождается ребенок, то он также не может пользоваться привилегиями, доступными для обычного населения страны.
  • Временное отсутствие. Эта причина возникает в ходе желания принять гражданство другого государства.
  • Добровольный отказ. Люди сами могут отказаться принимать подданство из-за своих взглядов.

Если человек не имеет гражданства страны, в которой он находится, но у него имеется подданство другого государства, то его нельзя считать апатридом.

Причины утраты гражданства

Человек теряет свое подданство в результате следующих причин:

  • Лишение гражданства. Правительство может лишить человека гражданства только по особому поводу. По статистике, наиболее распространено лишение прав гражданина из-за разоблачения фиктивного брака, использовавшегося в корыстных целях.
  • Разгром страны. Ликвидация страны может привести к потере гражданства проживающих лиц. Утрата также происходит в результате приобретения независимости, завоевания или раздела территории.
  • Намеренное лишение. Утрата прав происходит из-за религиозных и политических взглядов.

После утраты необходимо переехать в страну и попытаться получить подданство, так как безгражданство нежелательно.

Документы на лиц без гражданства

Чтобы правительство не депортировало апатрида, необходимо иметь следующие документы:

  • Разрешение на временное проживание.
  • Удостоверение, производимое на территории прошлого государства. При замене прошлого подданства должна быть справка с места рождения.
  • Специальный сертификат апатрида, в котором указаны права и обязанности ЛБГ.
  • ВНЖ – вид на жительство.

Этот перечень позволяет людям путешествовать по стране, а также получать медицинскую помощь.

Свобода от гражданства

Безгражданство становится популярным среди людей. Законодательство запрещает людям добровольно отказываться от подданства, так как они не подчиняются Конституции. ООН выпустило конвенцию, в которой говорится, что разрешается заменять одно гражданство на другое, а полностью отказываться от подданства нельзя.

Запрет на отказ от гражданства

Объединение наций утверждает, что каждый человек обязан иметь гражданство хотя бы одного государства. В свою очередь, правительство не может лишать подданства намеренно, если лицо не планирует жить в другой стране. В Европе запрещено безгражданство, поэтому чтобы получить новое подданство, нужно представить доказательства своего переезда на новое место жительства.

Апатрид и бипатрид: определение статуса в международном и российском праве

Кроме обычных жителей страны, имеющих одно подданство, остальную группу людей делят на апатридов и бипатридов:

  • Апатриды – категория лиц, которые находятся на территории страны и не имеют какого-либо подданства.
  • Бипатриды – люди, получившие 2 или более гражданства. Стать таким человеком можно добровольно или с рождения. К первому типу относят людей, переезжающих в соседние государства, чтобы вести бизнес или получить высшее образование. С рождения статус бипатрида получают дети, родившиеся в другой стране.

Российское законодательство поддерживает бипатридов, их права не ущемляются. При проживании в России бипатрид должен соблюдать все законы, и если мужчина достигает призывного возраста, то он обязан пойти служить в вооруженные силы.

Как становятся лицами без гражданства

При соблюдении законодательных актов государства, в котором проживает человек, вероятность потери подданства сводится к нулю. Утрата возможна, если дети родились от пары, не имеющей подданства. Также правительство вправе депортировать граждан, которые нарушают международные законы, например, заключают фиктивные браки. В этом случае все операции, производимые человеком во время брака, считаются недействительными.

Установление личности апатрида: способы

Для легального проживания правительство должно знать о нахождении на территории страны лица без гражданства. Попасть в базу данных МФС можно в следующих случаях:

  • при написании заявления об установлении личности апатрида;
  • при установлении личности на основании заключения миграционных органов.

Первый пункт является добровольным, заявитель обязан указать свои контактные данные, а также причину нахождения в стране. Заявление пишется для органов ФМС. Если человека поймала миграционная служба, то она вправе утвердить статус лица, которое не имеет подданства страны.

РВП и ВНЖ для апатридов в России

При наличии таких документов как РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) апатриду становятся доступными некоторые привилегии обычных жителей страны.

Первая бумага назначается согласно региональной квоте. В каждой области устанавливается количество разрешений в год. Число выданных документов зависит от населения региона. Для некоторых ЛБГ существует быстрая очередь. Воспользоваться ей могут следующие лица:

  • бывшие граждане СССР или России;
  • дети или супруги, имеющие родственников с подданством РФ;
  • родители с детьми, которые по решению суда являются нетрудоспособными.

Для получения ВНЖ нужно написать заявление установленного образца на имя Федеральной миграционной службы.

Лицо без гражданства чаще старается получить ВНЖ, чем разрешение, потому что РВП делается сроком на 1-3 года, а ВНЖ – на 5лет.

Трудоустройство апатридов в РФ

Официальная трудовая деятельность апатридов осуществляется при наличии РВП. Разрешение позволяет официально устроиться на работу только в областях, в которых был выдан документ. Правительство не запрещает вести собственное дело, если человек платит налоги и соблюдает законы.

Процесс легализации апатридов в РФ

Признание правительством апатрида открывает множество привилегий, доступных обычным жителям. При законном нахождении лица без гражданства на территории России правительство не сможет его депортировать. Чтобы законно передвигаться по стране, нужно:

  1. Собрать все документы из предыдущей страны обитания и обратиться в ФМС.
  2. Написать заявление об установлении личности апатрида. После его рассмотрения человек может свободно путешествовать по стране. Ему будет выдана карточка временного удостоверения личности.
  3. При пересечении границы всем иностранцам выдается миграционная карта. С ней нужно обратиться в ближайшее отделение МВД и встать на учет временного жительства. Местами временного пребывания являются: гостиницы, отели, хостелы, санатории, жилищные помещения, лагеря и исправительные учреждения.

Последним этапом становится получение РВП и ВНЖ.

Как апатриду стать гражданином РФ

Не каждый желающий сможет получить российское подданство. Такое право имеют ЛБГ, находящиеся на территории РФ более 5 лет. В следующих случаях лицо может раньше стать гражданином:

  • человек хорошо говорит на русском;
  • супруг имеет подданство России;
  • после развала СССР гражданин уехал в другую страну, а теперь решил вернуться.

Следующий перечень документов собирается в случае желания апатрида стать гражданином РФ:

  • заявление о желании получить подданство;
  • временное удостоверение личности;
  • 4 фотографии размером 3 на 4 см;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (3500 рублей).

В течение полугода будет проходить рассмотрение заявления, после чего человеку выдадут паспорт.

Иностранцы и апатриды: отличия в статусе

Иностранные граждане и лица без гражданства – разные категории людей. Апатриды не имеют поддержки со стороны какого-либо правительства. Они подчиняются правилам, установленным в стране, в которой они проживают. Иностранцы же имеют подданство и находятся в России с определенной целью, после выполнения которой они вернутся в свою страну.

Правовой статус лиц без гражданства

Правительство полностью не может обеспечить ЛБГ всеми привилегиями, которые имеют обычные жители. Апатриды не имеют права:

  • принимать участие в политических компаниях;
  • посещать закрытые государственные территории;
  • голосовать за кандидатов в президенты РФ;
  • получать удостоверения на управление авиатранспортом и водными судами.

ЛБГ обязаны подчиняться Конституции, в случае нарушения законов возможна депортация из страны без возможности повторного въезда.

Документы лиц без гражданства

При нахождении на территории России апатрид обязан носить при себе временное удостоверение личности. Без удостоверения человека заберут в ближайший отдел полиции для выяснения причины въезда на территорию государства. Также человек без гражданства должен закрепиться в месте временного проживания.

Кто такой апатрид и какие он имеет права

Понятие апатрида связано с человеком, у которого отсутствует подданство. Эта категория имеет ограниченные права. Также апатриды должны соблюдать законы и платить налоги.

Лица без гражданства – люди, у которых нет документов, подтверждающих наличие подданства какого-либо государства. Правительство рассматривает апатридов как иностранцев с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы лиц без гражданства

Как и любая категория, апатриды имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в свободном пребывании в стране, также есть возможность получения образования и медицинской помощи.

Недостатков у категории ЛБГ больше:

  • запрет на участие в выборах;
  • отсутствие получения государственных выплат и льгот;
  • оформление визы при посещении любой страны;
  • ограничение на покупку недвижимости.

Также у ЛБГ отсутствует защита от другого государства при ущемлении прав на территории проживания.

Депортация апатрида: основания для выдворения

По некоторым причинам человека могут попросить покинуть территорию РФ. Если он отказывается добровольно покинуть страну, то происходит депортация апатрида. Причинами часто становятся:

  • Отсутствие миграционной карты.
  • Прекращение срока действия миграционной карты. В этом случае ЛБГ необходимо покинуть страну в течение 3 суток.
  • Прекращение действия вида на жительство. Без этого документа происходит обязательное выдворение в течение 5 суток.
  • Нарушение законов Российской Федерации.

Депортацию можно оспорить, но для этого потребуется помощь юриста. Если с документами все в порядке, тогда она не грозит.

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

  • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
  • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
  • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

Правовой статус апатридов в РФ

Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

  • социальную поддержку от государства;
  • свободу чести, слова, совести и т.п.;
  • невмешательство в личную жизнь;
  • занятие предпринимательской деятельностью;
  • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
  • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
  • безвозмездное получение основного образование;
  • осуществление трудовой деятельности;
  • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
  • и т.д.

При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

  1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
  3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
  4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.
Читайте также:  Погода во Вьетнаме в марте 2021 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

  • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
  • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
  • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
  • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
  • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
  • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

Документы апатридов

Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

  • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
  • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

  • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
  • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
  • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
  • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
  • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
  • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

ВНЖ для апатридов в РФ

Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

  • использование права проживания на территории Российской Федерации;
  • подтверждение личности держателя документа;
  • беспрепятственное пересечение границы государства.

Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

  1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
  2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
  3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
  4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
  5. Получение ВНЖ.

Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

Причины отказа в выдаче

В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

  • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
  • стремление к изменениям норм конституционного строя;
  • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
  • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
  • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
  • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
  • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
  • наличие непогашенной судимости;
  • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
  • нахождение в местах лишения свободы.

В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

Заключение

Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Правовой статус бипатридов и апатридов

Бипатриды – это лица с двойным или множественным гражданством. Термин “множественное гражданство” является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин “двойное гражданство”. Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, имеющих гражданство страны с национальным законом, основанным на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации.

Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие предполагает сочетание двух юридических компонентов – национального закона и международного договора.

Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, – критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким- либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН (ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.

На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживается большинство государств мира.

В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глава о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождению). Граждане государства-участника, имеющие одновременно гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане этого государства.

Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки. Дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.

В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит данное лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Например, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит это лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которого оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты может иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, как правило, учитывается принцип эффективного гражданства.

Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательство большинства государств не предусматривает возможности получения двойного гражданства, но в законах отдельных государств есть нормы, разрешающие иметь двойное гражданство (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или другими государствами, имеющими особые связи с Испанией.

В Конституции РФ (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Положение о том, что федеральный закон вправе изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку никакой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.

На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит никаких запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием для утраты российского гражданства и не влечет за собой ответственности индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из российского гражданства, автоматически становится бипатридом.

Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы.

  • 1. Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), – Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбургская) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвенции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военной службы бипатридов (решение основано на принципе эффективного гражданства).
  • 2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства, – Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956–1958 гг., Соглашение между Российской Федерацией и Казахстаном 1995 г. предусматривают упрощенный порядок приобретения гражданства и выхода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участий ков.

Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы, регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от смешанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали заявление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой родился. Если ребенок родился на территории третьей страны, он считается гражданином того договаривающегося государства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.

Апатриды (лица без гражданства) – это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принципа почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано па принципе крови; вступление в брак с иностранцем женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель данной Конвенции – не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

Читайте также:  Школьный обмен для старшеклассников и студентов

В Конвенции о статусе апатридов подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридом; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе должна быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1, 2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции о сокращении случаев безгражданства – создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Статус и права апатрида

Одной из базовых потребностей здравомыслящего существа является ощущение принадлежности к своему государству. Подданство позволяет человеку ощущать почву под ногами и даёт ему определённые права. Апатрид этого всего не имеет. Сегодня в мире имеется немалое количество людей, имеющих статус апатрида.

Общая информация

Апатрид — это греческое понятие. В переводе с греческого языка этот термин означает человека, лишённого родины. Это означает то, что человек не имеет возможности удовлетворить свою принадлежность к гражданству той или иной державы. К сожалению, сегодня термин «апатрид» стал глобальным.

В широких кругах этот термин обозначает лицо без гражданства. Этот термин обозначает физических лиц, не обладающих статусом подданного той или иной державы. Лица, не имеющие гражданства, полноправными подданными не признаются.

Нелёгкая жизнь апатридов

Не смотря на это, лица, не имеющие гражданства обязуются подчиняться закону того государства, которое их приютило. Но не стоит полагать, что апатриды являются бесправными и безмолвными существами. У них есть все права человека, но нет главных привилегий, актуальных для лица, имеющего гражданство.

О чём говорит Конвенция

28.09.1954 г. была принята Конвенция о статусе апатридов. В главе первой «Общие положения» говорится о недопустимости дискриминации апатридов по признаку:

  1. Расы.
  2. Страны рождения.
  3. Религиозных убеждений.

Апатриды имею полное право на исповедание своих религиозных убеждений и предоставление своему потомству религиозного воспитания.

В этой же главе говорится об апатридах-моряках. Этот термин подразумевает служащих экипажей кораблей, которые ходят под флагом одного из государств. Если апатрид окажется на территории одной из Договаривающихся стран, то власти обязуются предоставить ему право на временный въезд. Также этот термин предполагает наличие права человека на получение проездных документов.

Международное положение

Правоспособность зарубежных подданных и лиц, не имеющих гражданства, заслуживает отдельного рассмотрения. Во всех странах регулирование правового положения иностранцев осуществляется законодательством страны. Регулирование в обязательном порядке должно соответствовать нормам, признанным в международном порядке.

Международно-правовое положение иностранных подданных предполагает сочленение обязанностей и прав людей на территории конкретной державы. Существует 3 формы международно-правового положения иностранцев:

  • специальная;
  • национальная;
  • режим наилучшего благоприятствования.

Специальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, предполагает предоставление подданным других стран некоторых прав. Руководствуясь международно-правовым положением иностранцев, подданные бывших союзных республик пользуются многочисленными правами на территории российского государства.

Национальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, способствует уравнению статуса в определенной сфере иностранных подданных и лиц, имеющих гражданство. Режим наилучшего благоприятствования соответственно международно-правовому положению зарубежных подданных предполагает предоставление подданным других государств наиболее выгодных прав.

Когда иностранный подданный пребывает за пределами своей державы, он, соответственно международно-правовому положению, имеет полное право обратиться за защитой в своё дип. учреждение. Одновременно иностранный подданный обязуется подчиняться законодательству приютившей его державы.

О чём нужно помнить апатридам

Административно-правовой статус дозволяет подданным других держав временно проживать на территории российского государства. При этом на руках у человека должны быть все разрешительные документы. Административно-правовой статус предполагает, что дозволение временно находиться в России может быть оформлено:

  • как отметка в паспорте;
  • как документ определённой формы (выдаётся на территории РФ).

Также административно-правовой статус дозволяет нахождение подданного другого государства на фоне специальной квоты, которая была утверждена российским правительством. Срок действия разрешительного документа в соответствии с административно-правовым статусом подданного иного государства составляет 36 месяцев.

Отметка в паспорте о разрешении на временное проживание в РФ

Важно понимать, что в положении «Об административно-правовом положении подданных других государств» говорится о возможности отказа в выдаче разрешительного документа. Также в положении «Об административно-правовом положении подданных других государств» говорится о возможностях аннулирования разрешительных документов.

Если подданный другой страны, например Украины, получил отказ при попытке въехать на территорию России, то, в соответствии со своим административно-правовым положением, он имеет право на повторную подачу заявления. Выступить с заявлением согласно административно-правовому положению иностранец может только через 12 мес. со дня отказа.

На территории РФ действует программа переселения соотечественников, которая значительно упрощает жизнь апатридам.

Административно-правовой статус дозволяет иностранцу ходатайствовать о получении вида на жительство.

Этот вопрос может решиться как положительно, так и отрицательно.

Вопрос бипатридов

Понятие «апатриды и бипатриды» не тождественно. Бипатрид также именуется биполидом. Этот термин обозначает лицо, имеющее гражданство одновременно двух или более стран.

Подавляющее большинство государств негативно относятся к двойному гражданству. Это объясняется тем, что на фоне двугражданства могут возникнуть серьёзные сложности при осуществлении обязанностей людей и их конституционных прав. По этой причине двойное гражданство нередко запрещено. Лица, имеющие двойное подданство, нередко подвергаются судебному преследованию.

Российская Конституция двойное подданство признает. Лица, имеющие двойное подданство, не ущемляются в правах и не преследуются в судебном порядке.

Сегодня термин «бипатризм» стал более актуальным, нежели несколько лет назад. Острые дискуссии ведутся как внутри стран, так и во время международных встреч. Очень часто русскоязычные граждане стран СНГ, рождённые до 1991 года, высказывают желание иметь ещё и российское подданство. К сожалению, такую возможность своим гражданам предоставляют далеко не все страны.

Сегодня между Россией и некоторыми странами СНГ заключены важные соглашения. Может быть, что в ближайшем будущем положительно решится и вопрос бипатризма.

Сложное положение

Каждый апатрид имеет право на пользование нац. режимом. Это значит, что человек имеет права, практически аналогичные правам гражданина. Существуют и некоторые исключения. Так, апатрид не имеет права участвовать в выборах Президента или депутатов в Государственную Думу. Также апатрид до получения российского подданства не может начать свою политическую карьеру.

Такие же ограничения касаются и иностранных граждан. Отличие состоит в том, что в случае ущемления прав иностранец имеет право обратиться за помощью в дип. учреждение своего государства.

Апатриды в армии не служат

В России апатрид не имеет права проходить службу в армии. Это касается как срочной, так и контрактной службы. Сложный правовой статус не предполагает наличие возможности занять даже должность, не имеющую и никакого отношения к политике. Так, человек, являющийся апатридом, не имеет права стать командиром экипажа в авиатранспорте.

Это касается не только военного корабля, но и гражданского. Кроме того, человек, ставший апатридом на территории России, не может стать хранителем государственной тайны. Работать на государственной службе лицо, не имеющее подданства, также не имеет возможности.

Существуют и другие ограничения. Так, при наличии соответствующего распоряжения, силовые структуры России могут ограничить апатрида в передвижении по территории страны. Если такового распоряжения нет, то человек имеет возможность беспрепятственного передвижения в пределах российского государства.

Находиться на территориях, для посещения которых необходимо специальное разрешение, лицо, являющееся апатридом, не может.

Право на получение образования у апатридов есть. По окончании университета человек может официально трудоустроиться и даже подняться по карьерной лестнице. Также апатриды имеют возможность получить медицинский полис. Есть у них и право на пересечение границы. Вид на жительство, полученный лицом, не имеющим подданства, может продляться. Иногда выдаётся бессрочный ВНЖ.

Вид на жительство в РФ

Заключение

Одним из главных прав человека, имеющего статус апатрида, является его прекращение. К сожалению, далеко не все страны готовы принять в подданство человека, не имеющего на то серьёзных оснований. Требуется подготовить множество документов, чтобы получить подданство страны лицу без гражданства. Сегодня на эту тему продолжаются дискуссии в ООН.

Административно-правовой статус лиц без гражданства (апатридов)

Лица без гражданства являются особенной категорией жителей любого государства, причём её представителей довольно много на территории России. Чаще всего это граждане СССР, которые после распада страны так и не получили новое гражданство. В 2015 году в РФ проживало около 14 тысяч апатридов, но с каждым годом их количество сокращается, поскольку законы становятся более лояльными к таким людям и позволяют им легально обустроиться в стране.

Кто такие апатриды: международный статус

Человеком без гражданства или апатридом считают лицо, которое не обладает статусом гражданина ни одной страны в мире. В 1961 году ООН была принята «Конвенция о сокращении безгражданства», поэтому мировая политика в последнее время направлена на уменьшение количества таких людей, и гражданство уже трактуется как обязанность, а не как добровольный выбор человека.

Права данной категории граждан в России описаны в законе № 109 «О миграционном учёте».

Плюсы и минусы положения апатрида

К положительным моментам можно отнести то, что права на самые необходимые вещи у граждан страны и апатридов почти равные. В первую очередь это права на образование, медпомощь и трудоустройство. Также апатриды могут свободно пересекать границу РФ по визам и другим разрешительным документам.

Недостатков в отсутствии гражданства довольно много:

  • существуют ограничения в приобретении собственности;
  • для посещения других стран придётся оформлять визу;
  • силовые структуры государства при необходимости могут ограничивать перемещение апатрида по стране;
  • у апатрида меньше прав, чем у гражданина;
  • человек без гражданства не может воспользоваться дипломатической защитой какой-либо страны (этим отличается от иностранных граждан);
  • отсутствие социальных льгот и выплат (например, пенсии);
  • мерой наказания при нарушении законов может быть избрано выдворение из государства.

Видео: способы приобретения и утраты гражданства, бипатриды и апатриды

Причины потери гражданства

Существует ряд оснований для потери человеком гражданства:

  1. При рождении в семье апатридов. Когда оба родителя являются апатридами, ребёнок не наследует от них какое-либо гражданство. В таких случаях он может получить подданство только при том условии, что он рождён на территории страны, в которой работает принцип приобретения гражданства по праву почвы, а не по праву крови. Чаще всего люди становятся апатридами именно по этой причине.
  2. При добровольном отказе от гражданства. Если человек более не хочет быть гражданином государства, он подаёт в компетентные органы заявление об этом и проходит процедуру выхода из гражданства. В результате человек лишается паспорта и свидетельства о рождении, которые были выданы в стране, и становится апатридом. Чаще всего такое положение лишь временное, поскольку выход из гражданства был необходим человеку для получения статуса гражданина другого государства.
  3. При лишении гражданства. Такую процедуру чаще всего осуществляют, когда человек является угрозой для безопасности общества или когда гражданство было получено незаконно. Обычно после этого человека выдворяют из страны.
  4. Вследствие определённого юридического процесса, когда он становится причиной лишения человека всех привилегий, гражданства в том числе. Чаще всего такое случается, если человек получил гражданство благодаря фиктивному браку. Когда обман вскрывается, государство начинает процесс аннулирования брака, соответственно, человек теряет основание для сохранения гражданства.
  5. При исчезновении государства. Когда государство меняет свой статус (например, объединяется с другим) или исчезает, то его граждане автоматически становятся апатридами. Чаще всего они могут получить паспорт нового государства по упрощённой схеме.

После распада СССР граждане страны стали апатридами, пока не получили российские паспорта

Права, обязанности и ответственность апатридов

Права апатридов и граждан государства почти равны, однако, первые лишены возможностей:

  • голосовать на выборах, вступать в политические партии и иные объединения;
  • претендовать на государственную должность;
  • нести военную службу;
  • работать на должностях с высоким уровнем ответственности и власти (к примеру, командир экипажа морского или воздушного судна).

Апатрид по законам России может получить образование, медпомощь и устраиваться на работу.

К обязанностям апатридов в первую очередь относится соблюдение законов страны, в которой они находятся, а также уплата налогов и отчислений, уважение к Конституции страны.

Административно-правовой статус лиц без гражданства

Отсутствие гражданства не значит выпадения из правового поля.

Пересечение границы РФ

Апатриды имеют возможность пересекать границу РФ при наличии визы, для получения которой необходимо удостоверение личности. К ним относятся:

  • недействительный паспорт,
  • свидетельство о рождении,
  • РВП (разрешение на временное проживание),
  • ВНЖ (вид на жительство в стране).

Если такого документа нет, то человек считается нелегалом и по закону должен покинуть территорию РФ в течение 3 месяцев. Если он не сделает этого, то будет депортирован.

После приезда в Россию апатрид обязан в течение 3 первых дней встать на учёт в ФМС.

Выезд производится по тому же документу, по которому осуществлялся въезд, а на пункте пропуска на границе нужно сдать миграционную карту.

Документы, подтверждающие личность

Для подтверждения личности апатрида в России принимаются:

  • выданный иностранным государством документ, признаваемый в РФ как удостоверяющий личность;
  • РВП;
  • ВНЖ;
  • иные документы, которые согласно договорам РФ с другими странами могут быть признаны как удостоверяющие личность (указаны в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов»).

По оценкам ООН в мире около 10 миллионов людей не имеют гражданства

Читайте также:  Средний уровень оплаты труда в Испании в 2020 году

Легализация человека без гражданства в России

Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.

Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:

  • свидетельство о рождении кандидата;
  • паспорта родителей;
  • справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
  • автобиография апатрида.

За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.

Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.

Разрешение на временное проживание в России позволяет апатриду пользоваться правами жителя страны

Последний этап — получение ВНЖ. Он выдаётся через год после оформления апатридом РВП. Начинать процесс стоит заранее, хотя бы за полгода до завершения срока действия РВП. Для прошения ВНЖ необходимо лично явиться в отделение ФМС России и предоставить ряд документов:

  • заявление о предоставлении ВНЖ,
  • какой-либо удостоверяющий личность документ,
  • 4 стандартных фото 3*4 см,
  • РВП,
  • справка о доходах, которые не ниже уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения в конце 2016 года он составлял около 10600 рублей),
  • документ, свидетельствующий о наличии места проживания,
  • медицинское заключение об отсутствии опасных для окружающих заболеваний.

Заявление о предоставлении ВНЖ для несовершеннолетних подаётся родителями или другими законными представителями.

Человек, проживающий в стране на основании ВНЖ, обязан каждый год являться в ФМС и подтверждать своё нахождение в стране, а также уведомлять, если он её покинул. Апатридам ВНЖ выдаётся на 5 лет.

Пошлина за оформление ВНЖ составляет 3500 р. На рассмотрение заявления уходит не более 6 месяцев.

Видео: российское гражданство, статус иностранцев

Как апатриду стать гражданином

Необходимый срок беспрерывного проживания для получения паспорта составляет 5 лет. Льготными условиями приобретения гражданства могут пользоваться следующие лица (они могут оформить гражданство уже через 6 месяцев):

  • носители русского языка;
  • рождённые в СССР или те, кто получал там образование;
  • законные супруги граждан России, совместно прожившие более 3 лет.

К кандидатам, желающим получить гражданство, есть ряд требований:

  • знать русский язык;
  • иметь легальный источник дохода;
  • оплатить госпошлину (3500 рублей).

Знание языка проверяется посредством тестирования, стоимость которого около 5500 рублей.

Документы подаются в ФМС по месту проживания. На рассмотрения такого вопроса уходит около года, после чего президентом выносится решение.

Апатриды — это отдельная категория людей, которая отличается как от граждан страны, так и от иностранцев. Они имеют возможность пользоваться медицинской помощью, трудоустраиваться и получать образование, однако для этого нужны разрешение на временное проживание или вид на жительство. Легализация апатридов в РФ состоит из нескольких последовательных шагов, при внимательном выполнении которых человек без гражданства может стать полноценным гражданином страны.

Правовой статус апатридов и иностранцев в России.

Апатриды (лица без гражданства) — это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принцип почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцев женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства.По своему’ правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства.Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель Конвенции 1954 г. — не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции 1954 г. подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридам; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1,2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции 1961 г. — создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. отражает общую тенденцию к сокращению случаев безгражданства. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства апатридами (ст. 4). Российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее доказательства своей правовой связи с другим государством, своей при­надлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев определяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в национальном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

Основными международными документами, регулирующими правовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое государство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребывание в Российской Федерации.

На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:

1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должности и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискриминации. Однако в международном праве не существует запрета предоставления избирательных прав иностранным гражданам. В законодательстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на военную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).

2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в национальном законе или международном договоре. Общепринято предоставление иностранцам национального режима в сфере экономических, социальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, административных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.

Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфере деятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.

3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность введения по распоряжению властей соответствующего государства ограничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.

В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного государства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:

1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.

2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахождения; нарушение законов предполагает ответственность иностранцев наравне с местными гражданами.

3. Иностранцы на территории других государств пользуются определенным объемом гражданских прав и свобод, установленных в национальном законодательстве и в международных договорах.

4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находящихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основаниям, предусмотренным в законе.

5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства своего гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закрепило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипломатические и консульские представительства своего государства.

На иностранцев распространяются все законы государства пребывания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранные граждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголовных преступлений вне территории государства пребывания иностранцы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В национальном уголовном праве любого государства предусмотрены составы уголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нарушения режима пребывания в данном государстве).

С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — территориальному (юрисдикция государства пребывания) и экстерриториальному (юрисдикция государства гражданства). При противоречии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрисдикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его национальному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребывания.

В международном праве существуют минимальные стандартные правила обращения с иностранцами, т.е. тот правовой уровень, которому минимально должно соответствовать национальное законодательство, касающееся правового статуса иностранцев. Эти минимальные стандарты представляют собой совпадающие установления договорной практики и международных обычаев. Общепризнанных стандартных правил обращения с иностранцами на международно-правовом уровне пока не выработано, но присутствует тенденция связи этих стандартов с минимальными стандартами в области прав человека. Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.

Добавить комментарий