Межправительственные соглашения России с Ливией

Отношения России и Ливии. Справка

Дипломатические отношения между СССР и Ливией были установлены 4 сентября 1955 года. В конце декабря 1991 года Ливия официально заявила о признании России.

На протяжении нескольких десятилетий две страны весьма активно развивали двухсторонние связи. Муамар Каддафи трижды (1976, 1981 и 1985 годы) посещал Москву с официальными визитами.

16-17 апреля 2008 года состоялся первый за всю историю двусторонних отношений визит президента РФ Владимира Путина в Ливию по приглашению руководителя ливийской революции Муамара Каддафи.

По итогам визита подписано десять документов. Среди них Декларация об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами, декларация о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества, межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, документ о защите секретной информации.

В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества стороны заявили о намерении “углублять сотрудничество в вопросах национальной безопасности и обороны, в частности, путем активизации консультаций между компетентными ведомствами двух стран, укреплять военные и военно-технические связи”. Стороны также заявили о намерении “углублять и расширять политический диалог на различных уровнях” и “содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка”.

Торгово экономические отношения.

В 1956 году были установлены российско ливийские торговые отношения. Объем торгово-экономического сотрудничества с Ливией в 1970-1980-х годах составлял около одного миллиарда долларов. В его рамках в Ливии были сооружены такие объекты, как Центр атомных исследований “Таджура”, две ЛЭП (190 и 467 километров), газопровод протяженностью 570 километров. Пробурено около 130 нефтяных эксплуатационных скважин, проведены почвенные, геоботанические и экологические исследования на площади 3,5 миллиона гектаров, разработаны схемы развития газовой промышленности, электросетей высокого напряжения и машиностроения, подготовлено ТЭО для второй очереди металлургического комплекса в г. Мисурата (1,67 миллиона тонн в год с возможностью расширения до 5 миллионов тонн).

После 1992 года в связи с международными санкциями двустороннее экономическое сотрудничество РФ с Ливией было практически полностью свернуто. Санкции действовали до 2003 года и были введены из-за причастности Ливии к авиакатастрофе над Локерби в 1988 году и взрывом самолета авиакомпании ЮТА в 1989 году.

В последние годы товарооборот имеет устойчивую тенденцию к увеличению, главным образом за счет роста российского экспорта в Ливию. В 2007 году товарооборот составил около 232 миллионов долларов. Основные статьи российского экспорта – минеральное топливо, зерновые, машины и оборудование, транспортные средства.

Договорно правовая база отношений между Ливией и Российской Федерацией начала формироваться в ходе визита в Москву в июле 1995 года министра энергетики СНЛАД А.С.Бадри. Были подписаны межправительственное соглашение о торгово экономическом и научно техническом сотрудничестве и Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово экономическому и научно техническому сотрудничеству. В сентябре 2000 года вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики (подписано 8 октября 1998 года).

Возросла активность российского бизнеса по проникновению на ливийский рынок. В Ливии открыты представительства ЗАО “Монолитспецстрой”, ОАО “Татнефть”, ОАО “Татнефтегеофизика”, ОАО “ЛУКОЙЛ Оверсиз”, ОАО “Стройтрансгаз”.

В ноябре 2005 года компания “Татнефть” выиграла аукцион на разведку и разработку блока площадью 2,3 тысячи квадратных километров на территории Гадамес. Весной 2007 года “Газпром” заключил с немецкой BASF рамочное соглашение по обмену активами, согласно которому российская сторона получила 49% в компании Wintershall, добывающей на территории Ливии около 5 миллионов тонн нефти ежегодно. В марте 2007 года российская компания закрепила свой успех, подписав с NOC контракт на разведку и освоение Блока 19 на средиземноморском шельфе Ливии.

В апреле 2008 года в ходе визита президента РФ Путина в Ливию было подписано межправительственное соглашение о торгово экономических и финансовых отношениях. В соответствии с соглашением Россия списала Ливии долг в 4,5 миллиарда долларов в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний.

Основной из контрактов с ОАО “РЖД” на строительство 500-километрового участка дороги Сирт Бенгази. Сумма контракта составляет 2,2 миллиарда евро, что, по данным Минфина, “обеспечит около 70% ливийских закупок оборудования, техники и металлоизделий в Российской Федерации”. Контракт полностью оплачивается ливийской стороной. Срок исполнения его четыре года; определенная часть работ будет выполняться на условиях субподряда ливийскими фирмами.

“Газпром” и “Национальная нефтегазовая компания Ливии” подписали меморандум о сотрудничестве. Компании договорились о создании совместного предприятия, которое будет работать абсолютно по всем направлениям сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли: от геологоразведки, добычи, транспорта до сбыта как в области газа, так и в области нефти. Основные направления работы “Газпрома” в Ливии это геологоразведка и добыча.

С 1997 года поочередно в столицах обеих стран проходят сессии Межправительственной Российско-Ливийской комиссии по торгово экономическому и научно техническому сотрудничеству.

Эффективным инструментом дальнейшего расширения взаимовыгодных двусторонних связей становится Российско Ливийский деловой совет, первое заседание которого прошло в апреле 2007 года в Триполи. К этому заседанию был приурочен российско ливийский бизнес форум “Экспортные возможности России”.

Поддерживается военно техническое сотрудничество. До введения санкций Ливия была одним из крупнейших покупателей советского оружия. Вооруженные силы Ливии на 90% укомплектованы техникой советского производства.

В 2004 году “Рособоронэкспортом” был подписан контракт на строительство в Ливии производства автоматов Калашникова, который был выполнен в 2005 году. В 2004 году Тульское КБ приборостроения реализовало два контракта на поставку в Ливию противотанковых ракетных комплексов “Корнет Э”.

Военные эксперты оценивают возможный пакетный контракт с Ливией в сфере ВТС в сумму более двух миллиардов долларов.

В январе 2008 года состоялся первый после многолетнего перерыва деловой заход корабля ВМФ России (БМТ “Иван Бубнов) в порт Триполи.

История отношений России с Ливией

Материал из Documentation.

Содержание

[править] 2013 год

27 февраля 2013 года Сергей Лавров принял председателя Альянса национальных сил Ливии Махмуда Джибриля, находящегося с рабочей поездкой в Москве /Альянс имеет большинство мест в Всеобщем национальном конгрессе, законодательном органе Ливии/. Подробно обсуждалась ситуация в Ливии, особое внимание было уделено вопросам укрепления российско-ливийских отношений в различных областях.

10 сентября 2013 года вопрос возможного возобновления военно-технического сотрудничества России и Ливии был рассмотрен главами министерств иностранных дел двух стран. После переговоров российский министр Сергей Лавров объявил, что подобное сотрудничество имеет хорошие перспективы, включая поставки вооружений и необходимой техники, подготовку кадров для ливийской армии и полиции.

[править] 2012 год

6 мая 2012 года указом президента Медведева РФ было снято эмбарго на поставки оружия в Ливию, введенное 10 марта 2011 года.

28 сентября 2012 года в Нью-Йорке в рамках 67-й сессии ГА ООН прошли переговоры глав МИД РФ и Ливии Сергея Лаврова и Ашура бен Хаяля, в ходе которых обсуждались перспективы возобновления и укрепления российско-ливийского сотрудничества.

14 декабря 2012 года заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов сообщил, что Россия возобновляет контакты с Ливией для подготовки новых ливийских военных кадров.

В 2012 году российско-ливийский товарооборот достиг рекордной за последние 12 лет отметки и составил 250 млн долл. США.

[править] 2011 год

В середине февраля 2011 года в Ливии начались масштабные боевые действия между правительственными войсками и оппозицией, требовавшей отставки лидера ливийской революции Муамара Каддафи, который находился у власти более 40 лет.

С 22 по 28 февраля 2011 года самолетами МЧС России была проведена эвакуация российских граждан, СНГ и других государств, — всего 653 человека, в том числе 511 граждан России. Еще 25 граждан РФ покинули Ливию самолетами МЧС Украины, а 126 — черногорским паромом. 30 марта 2011 года еще 48 российских граждан были вывезены автоколонной посольства РФ из Триполи на тунисскую территорию.

10 марта 2011 года во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 года Россия ввела санкции против Ливии, запрещающие поставки вооружений в эту страну.

17 марта 2011 года СБ ООН принял резолюцию 1973, одобряющую введение бесполетной зоны над Ливией. Россия при голосовании воздержалась (вместе с Бразилией, Китаем, Германией и Индией).

Читайте также:  Гостевая виза в Германию по приглашению: как оформить, стоимость

1 сентября 2011 года Россия признала ПНС Ливии в качестве действующей власти.

21 декабря 2011 года в Триполи состоялись переговоры между спецпредставителем президента РФ в Африке сенатором Михаилом Маргеловым и главой ПНС Мустафой Абдель Джалилем, руководителями переходного правительства — премьер- министром Абделем Рахим аль-Кибом, главой МИД Ашуром бен Хаялем и министром нефти и газа Абдельрахманом бин Язза.

[править] 2010 год

29 января 2010 года Россия и Ливия подписали пакетное соглашение на поставку вооружений на сумму в 1,3 миллиарда евро или 1,8 миллиарда долларов по курсу валют на момент заключения соглашения.

[править] 2009 год

В 2009 году прошли сообщения о подписании нескольких небольших по стоимости контрактов на модернизацию вооружений советского/российского производства, находящихся на вооружении ВС Ливии. По информации СМИ, один из контрактов, подписанных в 2009 году, касался модернизации 145 основных боевых танков Т-72 (оценочно 70 миллионов долларов).

[править] 2008 год

Резкий рост активности российских компаний в Ливии начался после визита в страну в апреле 2008 года президента России Владимира Путина. В ходе визита стороны подписали межправительственное соглашение о списании ливийского долга в сумме 4,5 миллиарда долларов в обмен на контракты для российского ОПК.

В 2008 году Россия и Ливия заключили несколько соглашений по закупке российского вооружения на общую сумму $2,2 млрд.

[править] 2007 год

Весной 2007 года «Газпром» заключил с немецкой BASF рамочное соглашение по обмену активами, согласно которому российская сторона получила 49 % в компании Wintershall, добывающей на территории Ливии около 5 млн т нефти ежегодно.

В марте 2007 года российская компания «Газпром» подписала с NOC контракт на разведку и освоение Блока 19 на средиземноморском шельфе Ливии.

В апреле 2007 года был создан Российско‑Ливийский деловой совет.

В 2007 году российско-ливийский товарооборот составил около 232 млн долларов.

[править] 2005 год

В августе 2005 года в Москве прошло третье заседание МПК по ВТС, в ходе которого была утверждена Среднесрочная программа военно‑технического сотрудничества.

В ноябре 2005 года компания «Татнефть» выиграла аукцион на разведку и разработку блока площадью 2,3 тыс. кв. км на территории Гадамес.

В 2005 году «Ижмаш» выполнил контракт с Ливией на поставку партии автоматов АК.

[править] 2004 год

В 2004 году «Рособоронэкспортом» был подписан контракт на строительство в Ливии производства автоматов Калашникова.

[править] 2000 год

В сентябре 2000 года вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики (подписано 08.10.1998 г.).

[править] 1999 год

С 5 апреля 1999 года, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 27 августа 1998 года, действие мер в отношении Ливии было приостановлено. Указом президента РФ от 17 мая 1999 года Россия вышла из режима международных санкций против Ливии.

[править] 1995 год

В июле 1995 года министр энергетики СНЛАД А. С. Бадри совершил в Москву. Были подписаны межправительственное соглашение о торгово‑экономическом и научно‑техническом сотрудничестве и Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово‑экономическому и научно‑техническому сотрудничеству.

[править] 1992 год

До 1992 года Ливия занимала одно из ведущих мест в сотрудничестве России с африканскими странами.

В 1992 году, в связи с введением санкций ООН, военно-техническое сотрудничество России с Ливией было приостановлено.

[править] 1991 год

В конце декабря 1991 года Ливия официально заявила о признании России.

[править] 1985 год

В 1985 году Муамар Каддафи посетил Москву с официальным визитом.

[править] 1981 год

В 1981 году Муамар Каддафи посетил Москву с официальным визитом.

[править] 1977 год

С 1977 г. Москва и Триполи обсуждали возможность сооружения советской стороной атомной электростанции (АЭС), оснащенной двумя реакторами мощностью 440 МВт на побережье Сирта.

[править] 1976 год

В 1976 году Муамар Каддафи посетил Москву с официальным визитом.

[править] 1970 год

Военно-техническое сотрудничество с Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией осуществлялось Советским Союзом и Россией с 1970 года.

[править] 1956 год

В 1956 году были установлены российско‑ливийские торговые отношения.

[править] 1955 год

Дипломатические отношения между Ливией и СССР были установлены 4 сентября 1955 года.

Межправительственные соглашения России с Ливией

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Словении, в дальнейшем именуемые – “Договаривающиеся Стороны”,

желая развивать долгосрочные торгово-экономические отношения между обеими странами на основе равноправия и взаимной выгоды,

согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны будут содействовать всемерному развитию торговли и других видов связей между обеими странами в соответствии с положениями настоящего Соглашения.

Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается импорта, экспорта и транзита товаров, происходящих из территории их стран, и других видов экономических связей между обеими странами.

Положения настоящей статьи не будут, однако, распространяться на преимущества, привилегии и льготы, которые каждая из Договаривающихся Сторон предоставила или может предоставить:

– соседним странам в целях облегчения развития приграничной торговли;

– странам, с которыми Российская Федерация или Республика Словения заключили или заключат в будущем соглашения о таможенном союзе или зоне свободной торговли;

– развивающимся странам на основе международных соглашений.

Вышеупомянутый режим наибольшего благоприятствования не распространяется также на преимущества, привилегии и льготы, которые Российская Сторона предоставила или может предоставить в будущем государствам – участникам Содружества Независимых Государств и другим государствам, ранее входившим в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Экспорт и импорт товаров и услуг между Российской Федерацией и Республикой Словения будет осуществляться путем заключения юридическими и физическими лицами контрактов в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран, и по текущим ценам основных мировых рынков на соответствующие товары и услуги.

Товары, поставляемые на основе настоящего Соглашения, могут реэкспортироваться в третьи страны только с письменного согласия экспортера.

Все платежи между обеими странами будут производиться в свободно конвертируемой или национальной валютах в соответствии с законами и правилами валютного контроля, действующими в каждой из стран.

С целью увеличения товарооборота и расширения его номенклатуры юридические и физические лица могут осуществлять взаимосвязанные торговые операции, включая сделки на компенсационной основе, в рамках действующего в Российской Федерации и Республике Словения законодательства.

Договаривающиеся Стороны будут содействовать транзиту товаров, происходящих из территории одной из них и транспортируемых через территорию другой, в соответствии с законами и правилами, действующими в каждой из стран.

В целях развития торговли между обеими странами Договаривающиеся Стороны будут оказывать друг другу содействие в отношении участия в торговых ярмарках, проводимых в каждой из стран, и в организации выставок одной из стран на территории другой страны на условиях, которые будут согласованы компетентными органами обеих стран.

Договаривающиеся Стороны будут признавать арбитражные решения, вынесенные по спорам, относящимся к торговым сделкам, заключенным между юридическими и физическими лицами обеих стран, и приводить их в исполнение в соответствие с действующим в каждой из стран законодательством.

Договаривающиеся Стороны создадут Межправительственную Российско-Словенскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству для наблюдения за выполнением положений настоящего Соглашения и выработки соответствующих рекомендаций по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества между обеими странами. Заседания Комиссии будут проводиться поочередно в Российской Федерации и Республике Словении.

В развитие настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны могут заключать соглашения и протоколы и разрабатывать программы сотрудничества.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты обмена нотами, уведомляющими о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. *
___________________________

* Соглашение вступило в силу 24 августа 1993 года

С даты вступления в силу настоящего Соглашения в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Словенией прекращают действовать положения Соглашения между Правительством Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Правительством Республики Словении об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 15 мая 1991 г., которые регулируют торговые и экономические отношения.

Настоящее Соглашение будет действовать в течение пяти лет и автоматически продлеваться на трехгодичные периоды. Соглашение утрачивает силу, если одна из Договаривающихся Сторон уведомит письменно другую Договаривающуюся Сторону не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего срока действия Соглашения о прекращении его действия.

Читайте также:  Легальная работа для эмигрантов на Кипре в 2020 году

Обязательства по контрактам, заключенным в рамках настоящего Соглашения, но не исполненным за время его действия, остаются в силе до их полного выполнения в соответствии с положениями этого Соглашения.

Совершено в Любляне 19 февраля 1993 года в двух экземплярах, каждый на русском и словенском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Межправительственные договоры

Подписано в Москве 24 августа 1994 года
Вступило в силу 11 июля 1996 года

Подписано в Москве 24 августа 1994 года
Вступило в силу 11 июля 1996 года

Подписано в Белграде 7 февраля 1995 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и спорта

Подписано в Белграде 19 июля 1995 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

подписано в Москве 11 октября 1995 года
вступило в силу 19 июля 1996 года

Подписана в Москве 12 октября 1995 года
Вступила в силу 9 июля 1997 года

Подписано в Москве 11 апреля 1996 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

Подписан в Москве 11 апреля 1996 года
Вступил в силу 12 сентября 1996 года

Подписано в Белграде 3 июля 1996 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Москве 6 ноября 1996 года
Вступило в силу 20 августа 1997 года

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о военно-техническом сотрудничестве

Подписано в Москве 3 декабря 1997 года

Подписано в Москве 3 декабря 1997 года
Вступило в силу 28 апреля 1998 года

Подписано 28 августа 2000 года
Временно применяется в российско-сербских
отношениях с даты подписания

Подписано в Москве 28 января 2003 года
Вступило в силу 28 января 2003 года

Подписано 27 апреля 2007 года
Вступило в силу 16 июня 2009 года

подписано в Москве 25 января 2008 года
вступило в силу 30 сентября 2008 года

подписано в Москве 20 февраля 2009 года
вступило в силу 10 июня 2009 года

подписано в Белграде 10 июня 2009 года
вступило в силу 09 марта 2010 года

Подписана в Белграде 20 октября 2009 года

подписано в Белграде 20 октября 2009 года
вступило в силу 9 декабря 2010 года

подписано в Москве 7 апреля 2010 года
вступило в силу 13 августа 2010 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 9 декабря 2011 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 8 ноября 2011 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 27 августа 2014 года

Подписан в Белграде 22 июля 2011 года
Временно применяется

Подписано в Москве 21 октября 2011 года
Вступило в силу 12 апреля 2012 года

Подписано в Москве 21 октября 2011 года
Вступило в силу 12 марта 2012 года

Подписано в г. Ниш 25 апреля 2012 года
Вступило в силу 9 февраля 2013 года

Подписано в г. Ниш 25 апреля 2012 года
Вступило в силу 9 февраля 2013 года

Подписана в г. Нью-Йорке 26 сентября 2012 года
Применяется со дня подписания

Подписано в г. Белграде 13 октября 2012 года
Вступило в силу 20 декабря 2013 года

Подписано в г. Москве 11 января 2013 года
Вступило в силу 19 марта 2013 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 6 июня 2013 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 1 января 2015 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года

Вступило в силу 2 июня 2015 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 20 января 2014 года

Подписано в Белграде 13 ноября 2013 года
Вступило в силу 2 сентября 2014 года

Подписано в Белграде 16 октября 2014 года

Вступило в силу 2 июля 2015 года

Подписано в Белграде 16 октября 2014 года

Вступило в силу 20 мая 2015 года

подписано в Белграде 16 октября 2014 года
Вступили в силу 1 апреля 2015 года

Подписано в Москве 27 октября 2015 года

46.Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии в области экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и реализации совместных проектов

Межправительственные соглашения России с Ливией

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Ливией существуют уже почти 55 лет и на протяжении всего этого времени между двумя странами поддерживается насыщенный политический диалог, торгово-экономическое сотрудничество не всегда имело положительную динамику.

Надо сказать, что действовавшие в отношении Ливии экономические санкции по линии ООН в период с 1992 по 2004 гг. существенно препятствовали эффективному сотрудничеству Москвы и Триполи.

Нормативно-правовая база торгово-экономических связей начала активно формироваться лишь в ходе визита в Россию в июле 1995 г. ливийского министра энергетики А.С. Бадри.

В тот момент сторонами были подписаны:

• Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

• Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Несколькими годами позже, в сентябре 2000 г., вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики, подписанное в октябре 1998 г.

После этого Россия оказалась действительно заинтересована в дальнейшем развитии отношений с Ливией в качестве выгодного партнера в Северной Африке. Однако не хватало значимого для обеих сторон события, которое бы указало верный и эффективный путь стремительно набирающему обороты локомотиву российско-ливийского партнерства.

Вне всякого сомнения, качественный прорыв в экономическом сотрудничестве обеих стран произошел в результате первого за всю историю полувековых отношений визита российского президента В.В. Путина в Ливию, состоявшегося 16-17 апреля 2008 г.

Центральным моментом данного визита стала достигнутая лидерами двух государств договоренность о списании ливийского долга перед Россией на сумму 4,5 млрд долл.

Стоит напомнить, что непогашенный государственных долг остался у Ливии еще со времен «холодной войны», когда страна брала у СССР многомиллионные кредиты на вооружение. Однако после распада Союза взаимоотношения стран испортились, и Россия присоединилась к экономической блокаде Ливии, которая не желала сотрудничать с США и Великобританией в расследовании взрыва американского пассажирского самолета в Шотландии ливийскими террористами в 1982 г.

По итогам визита В.В. Путина были подписаны 10 документов, среди которых следует особо выделить:

• Декларацию об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами;

• Декларацию о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества;

• Соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях;

• Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества стороны, помимо прочего, заявили о намерении «содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка».

Иными словами, после официальной поездки главы российского государства отношения двух стран перешли к инвестиционным.

В обмен на списанный Москвой государственный долг Триполи заключил крупные контракты с российскими компаниями.

Так, корпорация «РЖД» получила четырехлетний контракт на строительство практически соединяющей Египет и Тунис железнодорожной ветки Сирт-Бенгази протяженностью 550 км. Контракт полностью оплачивается ливийской стороной, чьи фирмы будут выполнять определенную часть работ на субподрядах. Сумма контракта составляет 2,2 млрд евро, что, по данным отечественного министерства финансов, обеспечит около 70% ливийских закупок оборудования, техники и металлоизделий в России.

«Газпром» договорился с «Ливийской национальной нефтяной корпорацией» (ЛННК) о создании крупного совместного предприятия, которое будет работать абсолютно по всем направлениям сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли: от геологоразведки, добычи, транспорта до сбыта, как в области газа, так и в области нефти.

Кроме того, российский газовый монополист и другая отечественная компания «Татнефть» приступили к разработке 6 нефтегазовых участков в Ливии.

Читайте также:  Рабочая виза в Сербию – Как получить рабочую визу в Сербию

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что «Татнефть» и «Газпром» начали самостоятельно прокладывать себе путь на ливийский нефтегазовый рынок еще за несколько лет до визита российского президента.

Первой российской компанией, вышедшей на нефтяной рынок Ливии, стала «Татнефть», получившая в 2005 г. на тендерной основе права на разработку нефтяного блока в районе Гадамес. Спустя год, она также выиграла еще 3 нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт.

Деятельность компании регулируется соглашением о разведке и разделе продукции, заключенным на 30 лет. Совокупная разведочная программа по четырем лицензионным участкам общей площадью 18 тыс. кв. км предполагает проведение сейсмических исследований и бурение разведочных скважин.

К настоящему моменту усилиями «Татнефти» на территории Ливии пробурены 3 скважины. В конце апреля с.г. в ходе геологоразведочных работ было проведено испытание скважины, расположенной в пределах бассейна Гадамес. По результатам испытания нефтяникам удалось добиться притока нефти в 415 барр. в сутки.

Вслед за «Татнефтью» осваивать ливийские недра принялся «Газпром», в 2006 г. получивший для разработки один оффшорный блок в заливе Сирт. На следующий год отечественный «тяжеловес» заключил с немецкой «BASF» рамочное соглашение по обмену активами, согласно которому он получил 49% в компании «Wintershall», добывающей на территории Ливии около 5 млн т. нефти ежегодно.

Однако «Газпром» на этом не остановилась и, подписав в 2007 г. меморандум о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и ЛННК, получила права на разведку и освоение еще одного шельфового блока из 12, выставленных на очередные международные торги.

В какой-то степени чашу тендерных весов в пользу российской компании помогло склонить прошедшее в Триполи в апреле 2007 г. первое заседание Российско-ливийского делового совета, так как к этому мероприятию был приурочен бизнес-форум «Экспортные возможности России».

Примечательно, что в последние годы межгосударственный товарооборот имеет тенденцию к увеличению за счет роста российского экспорта.

В 2008 г. оборот составил 151,2 млн долл. Основными товарами российского экспорта являются минеральное топливо, зерновые, транспортные средства и оборудование.

Активность российского бизнеса по проникновению на ливийский рынок не утихает. Помимо названных отечественных игроков, в Ливии имеют собственные представительства «Технопромэкспорт», «Стройтрансгаз», «Лукойл Оверсиз» и некоторые другие компании.

Следует сказать, что совместные инвестиционные проекты осуществляются сторонами не только в нефтегазовой и строительной сферах, но также в некоторых других важных областях.

И снова 2008 г. стал здесь определяющим. 31 октября — 2 ноября 2008 г. состоялся первый за более чем два десятилетия визит в Россию Руководителя ливийской революции М. Каддафи.

На прошедших переговорах на высшем уровне было заключено Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, достигнуты договоренность о создании совместного банка и ряд других взаимопониманий, стимулирующих набранную динамику двусторонних отношений.

Кроме того, находясь в Москве, М. Каддафи отметил, что у Ливии есть большой парк вооружения, который давно требует ремонта и модернизации.

Среди необходимого Триполи вооружения стоит выделить несколько зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 «Фаворит2», около двух десятков зенитно-ракетных систем «Тор-М1», а также зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1-2», 2 эскадрильи истребителей – по одной МиГ-29СМТ и Су-30МК, 6 учебно-боевых самолетов Як-130, несколько десятков вертолетов Ми-17, Ми-35 и Ка-52, около 50 танков Т-90С, дизель-электрическую подлодку проекта 636, ракетные системы залпового огня «Град».

Таким образом, проанализировав состояние и динамику российско-ливийских торгово-экономических отношений последних лет, можно прийти к выводу, что сегодня двусторонние связи между государствами по праву можно назвать эффективными. Налаживая диалог на самом высоком уровне, Москва и Триполи все активнее, действеннее и взаимовыгодно сотрудничают в строительном, нефтегазовом, энергетическом, военном направлениях.

Военно-техническое сотрудничество России и Ливии

Военно-техническое сотрудничество России и Ливии

Военно-техническое сотрудничество с Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией осуществлялось Советским Союзом и Россией с 1970 года. До 1992 года Ливия занимала одно из ведущих мест в сотрудничестве нашей страны с африканскими странами. Ливийские вооруженные силы были на 90% укомплектованы техникой советского производства.

В 1992 году, в связи с введением санкций ООН, военно-техническое сотрудничество с Ливией было приостановлено. В период действия санкций значительная часть поставленного в Ливию специального имущества устарела и вышла из строя, с учетом чего ливийское руководство неоднократно проявляло заинтересованность в возобновлении военно-технического сотрудничества с Россией.

С 5 апреля 1999 года, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 27 августа 1998 года, действие мер в отношении Ливии было приостановлено. Указом президента РФ от 17 мая 1999 года Россия вышла из режима международных санкций против Ливии.

Во исполнение указа президента в мае 1999 года “Росвооружение” провело в Триполи переговоры с представителями Сил вооруженного народа Ливии по вопросам возможного восстановления военно-технического сотрудничества.

Были заключены многочисленные контракты на поставку вертолетов, противотанковых систем и стрелкового оружия. Страны также подписали соглашение по модернизации, и восстановлению всего военного имущества ливийской армии.

В 2004 году “Рособоронэкспортом” был подписан контракт на строительство в Ливии производства автоматов Калашникова. По данным СМИ, предприятие было построено, но не введено в эксплуатацию. В 2005 году “Ижмаш” выполнил контракт с Ливией на поставку партии автоматов АК. Причем на тот момент Ливия являлась лидером по экспорту для концерна “Ижмаш” автоматов АК сотой серии.

Резкий рост активности российских компаний в Ливии начался после визита в страну в апреле 2008 года президента России Владимира Путина. В ходе визита стороны подписали межправительственное соглашение о списании ливийского долга в сумме 4,5 миллиарда долларов в обмен на контракты для российского ОПК.

Соглашения в военной области не афишировались, но, по мнению российских экспертов, речь шла о поставках техники и вооружений на сумму от двух до четырех миллиардов долларов. Ливийских военных интересовали новейшие образцы российских вооружений, в частности, вертолеты Ка-52 “Аллигатор”, истребители Су-35. Кроме того, как сообщали источники из “Рособорнэкспорта”, ливийские военные намеревались приобрести зенитно-ракетные комплексы С-300 и “Тор-М1”, две подводные лодки, а также запчасти к старым советским вооружениям, полученным Триполи в 1970-е – 1980-е годы.

Контракты на закупку новых систем вооружения и военной техники тогда заключены не были. Стороны ограничились подписанием меморандума о намерении.

В 2009 году прошли сообщения о подписании нескольких небольших по стоимости контрактов на модернизацию вооружений советского/российского производства, находящихся на вооружении ВС Ливии. По информации СМИ, один из контрактов, подписанных в 2009 году, касался модернизации 145 основных боевых танков Т-72 (оценочно 70 миллионов долларов).

29 января 2010 года Россия и Ливия подписали пакетное соглашение на поставку вооружений на сумму в 1,3 миллиарда евро или 1,8 миллиарда долларов по курсу валют на момент заключения соглашения.

По планируемому экспорту продукции военного назначения (ПВН) в Ливию по периоду 2010-2013 годов на основании имеющегося портфеля заказов Россия заняла первое место – 1,99 миллиарда долларов (с учетом контракта по пакетному соглашению).

В начале 2011 года из-за начавшейся в Ливии гражданской войны и последовавших за ней событий на международной арене выполнение контрактов было сорвано. Многие военно-технические заказы, которые Ливия сделала российским компаниям, оказались отмененными с 26 февраля 2011 года – с момента, когда РФ проголосовала в Совбезе ООН за введение санкций против Ливии.

10 сентября 2013 года вопрос возможного возобновления военно-технического сотрудничества России и Ливии был рассмотрен главами министерств иностранных дел двух стран. После переговоров российский министр Сергей Лавров объявил, что подобное сотрудничество имеет хорошие перспективы, включая поставки вооружений и необходимой техники, подготовку кадров для ливийской армии и полиции.

Сообщалось, что стороны обсудили возможные проекты в области пограничной безопасности.

По словам спецпредставителя палаты депутатов Ливии, экс-главы МИД Мухаммеда Абдель-Азиза, власти Ливии рассчитывают на помощь России в подготовке национальных силовых структур, а также на поставки в будущем российских вооружений для реформирования армии.

Препятствием на пути такого сотрудничества является резолюция Совбеза ООН, ограничивающая импорт оружия в страну в связи с нестабильной обстановкой.

Житель Бенгази с флагом Ливии

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Добавить комментарий