Ryanair в Украине: почему Борисполь, а не Жуляны

Взять на испуг. Чем закончится история с уходом Ryanair из Украины

Ирландский лоукостер Ryanair, который планировал летать из Украины по цене авиабилетов от 20 евро в Голландию, Швецию, Венгрию, Польшу, Германию, Британию, официально передумал выходить на украинский рынок. Эксперты, опрошенные «Вестями», считают, что одной из причин ухода является интерес их украинского конкурента, а также, что это может быть всего лишь игра со стороны лоукостера. При этом они сходятся в одном: шанс договориться еще остается.

Не сошлись характерами

В пресс-службе лоукостера виновным в том, что сотрудничество не срослось, называют аэропорт «Борисполь», так как он «встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами, включая «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и лишил украинских пассажиров доступа к дешевым авиабилетам. «Мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций…» — отметил главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О’Брайен.

При этом деньги за купленные билеты, которые компания начала продавать в марте, авиаперевозчик пообещал вернуть украинцам. Ситуацией, кстати, уже воспользовался лоукост Wizz Air, который летает из международного аэропорта «Киев» (Жуляны), — там заявили, что вводят спеццены на билеты от 15 евро для пассажиров, рейсы которых отменил Ryanair.

Обиделись на «Борисполь» и во Львове: местный аэропорт также предполагался как одна из площадок для Ryanair. «Почему Львов должен быть заложником Киева? Почему украинцы должны себя чувствовать дома, как в гостях?» — возмутилась директор Татьяна Романовская.

В свою очередь, как уже сообщали «Вести», глава «Борисполя» Павел Рябикин сообщил, что Ryanair в ходе переговоров выдвинул невозможные условия. В частности, лоукостер хотел бесплатную аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, 60-дневную отсрочку кредитования от аэропорта и выплаты им 35% прибыли от продаж магазинов дьюти-фри, закрепление пассажирского сбора в сумме $7,5 на четыре года, а также чтобы рассмотрение споров происходило только в Лондонском арбитраже.

По мнению авиаэксперта Вячеслава Коновалова, половина требований лоукостера действительно не состыковывалась с нашим законодательством — чего стоит только начало продажи билетов без утвержденных разрешительных документов на полеты. Юристы подтвердили: на момент начала продажи билетов у авиаперевозчика не было вообще никаких разрешений — ни назначений на маршруты, ни утвержденного расписания, ни согласованных условий обслуживания в аэропортах.

То есть фактически Ryanair продавал услугу, которую не имел права оказывать. Отсюда сложности, к которым стоит готовиться тем, кто уже купил билеты. «Нужно учитывать, что Ryanair в Украине юридически не присутствует, поэтому получить обратно деньги за билет может быть непросто», — отметил управляющий партнер «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Олег Бондарь.

Три причины

Авиаэксперты выделяют несколько причин, почему Ryanair заявил об уходе из Украины, так и не успев совершить ни одного рейса. Одна из них — нежелание МАУ, которые сейчас являются основным авиаперевозчиком «Борисполя», заиметь мощного конкурента. Косвенно об этом свидетельствуют последние шаги авиакомпании: появление лоукост-тарифов (предложил пассажирам летать от 249 грн по Украине и от 587 грн за рубеж) и желание получить такое же направление, как у Ryanair, — голландский Эндхофен. «Впоследствии Ryanair мог бы расширить свое влияние, и тогда МАУ пришлось бы менять свою ценовую политику и карту полетов», — подтверждает авиаэксперт Александр Кава.

Второй причиной эксперты называют желание главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна заработать политические баллы на появлении Ryanair. Именно Омелян был тем, кто анонсировал приход лоукостера в Украину и уверял, что все условия для этого созданы. «Такое ощущение, что Омелян хочет повторить подвиг Иосифа Винского (экс-министр транспорта, при котором в Украину пришел Wizz Air. — Авт.) и таким образом отличиться», — говорит Коновалов.

Наблюдатели сейчас также задаются вопросом, почему камнем преткновения стал именно «Борисполь» и почему Ryanair не мог зайти в аэропорт «Киев» (Жуляны) или аэропорт Гостомеля. Как объяснил «Вестям» редактор сайта avianews.com Александр Мироненко, последний даже не рассматривался, так как там нет минимальной инфраструктуры для пассажирских перевозок и этот аэропорт позиционируется как испытательный аэродром концерна «Антонов», потому появление там потока пассажиров грозит нарушением секретности.

А «Киев» (Жуляны) не подошел, так как этот аэропорт арендует частная компания, которой важны доходы от инвестиций: «Если бы они пошли на поводу у Ryanair, то Wizz Air мог бы попросить такие же условия и для себя, а это невыгодно самому аэропорту, так как Wizz Air обслуживает уже 15 направлений, а Ryanair предлагал только четыре».

При этом многие эксперты не исключают: заявление об уходе со стороны Ryanair всего лишь способ давления на украинских чиновников и руководство «Борисполя» с целью выторговать наиболее выгодные условия для себя. «Они прекрасно понимают, как сейчас важны Украине любые позитивные истории, поэтому будут прессовать по максимуму», — рассказал «Вестям» внештатный профессор Киевской школы экономики и бывший гендиректор Uber в Украине Аркадий Вершебенюк. По его словам, Ryanair уже не раз прибегал к подобной практике в других странах.

В пользу этой версии, кстати, может свидетельствовать и тот факт, что во вторник премьер Владимир Гройсман уже заявил, что власти Украины попытаются возобновить переговоры с Ryanair о полетах в Украину.

Что будет с другими инвесторами

Уход Ryanair из Украины может нанести удар по инвестиционной привлекательности нашей страны и даже, возможно, повлиять на планы таких компаний, как H&M или IKEA, открыть здесь свои магазины. Правда, в пресс-службе Ассоциации ритейлеров Украины говорят, что этого не произойдет: «Планы IKEA по выходу в Украину еще далеки от конкретики. А что касается H&M, то ТЦ заинтересованы в открытии у них магазинов этого бренда, ведь H&M будет генерировать им дополнительный трафик посетителей. Поэтому ТЦ будут готовы пойти на уступки H&M при согласовании условий договора аренды. Можем прогнозировать, что при отсутствии каких-либо масштабных катаклизмов в стране первые магазины бренда откроются уже в 2018 году».

Аэропорт «Борисполь» заявил об ультимативных требованиях Ryanair и политическом давлении, а Владимир Омелян предрек отказ лоукостера от полетов в Украину (билеты уже сняли с продажи)

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

Сегодня состоялась пресс-конференция гендиректора аэропорта «Борисполь» Павла Рябикина, на которой он рассказал о пунктах контракта, по которым не может договориться с авиакомпанией Ryanair. В ответ на это министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян отметил, что вероятнее всего, уже сегодня будет объявление об отмене полетов Ryanair в Украину.

Итак, по словам Павла Рябикина существует три ключевых пункта, по которым аэропорт «Борисполь» и авиакомпания Ryanair не могут достигнуть компромиссного решения. По его словам, основополагающими расхождением между сторонами являются: предоставление скидки на полеты по маршруту Борисполь-Лондон (Станстед, Англия), сроки действия скидки, порядок начисления пассажирского сбора на этом маршруте, а также порядок разрешения спорных моментов. По подсчетам Борисполя в случае подписания соглашения на котором настаивает Ryanair аэропорт рискует недополучать ежегодно около 2 млрд грн.

По словам Рябикина, среди списка требований Ryanair есть также бесплатная аэронавигация, бесплатные стойки регистрации, бесплатные стоянки для такси, бесплатные площади для рекламы, бесплатная аренда площадей в терминале, бесплатная система приема багажа, бесплатные офисы для продажи авиабилетов, бесплатная земля для строительства отеля, закрепление мест стоянок для самолетов, бесплатные офисы для службы аренды автомобилей, единая ставка аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере 7,5 долларов, выплата аэропортам 35% из доходов магазинов duty-free, 60-дневное кредитования со стороны аэропорта.

Авиакомпания предлагает рассмотреть спорные моменты в Лондонском арбитраже, с применением норм британского права, однако Рябикин считает, что это неуместное требование, так как взаимоотношения связанны с исполнением обязательств на территории Украины, а значит они должны рассматриваться в судебном порядке на территории Украины с применением норм украинского законодательства.

«Следующее требование Ryanair — пассажирский сбор $7,5 за человека, закрепленный на 5 лет. При этом Ryanair настаивает гарантированно закрепить эту ставку если они обеспечивают нам 150 000 пассажиров в год. Это момент по которому мы не можем сойтись, поскольку давая $7,5 за пассажира, мы давали цены которые находятся по многим показателям ниже нашей себестоимости. За счет субсидирования новых линий мы надеемся на рост пассажиропотока. Если перевозчик не гарантирует этот рост, мы не можем гарантировать продление ему такой скидки, которая предоставляется на первый год перевозок», — сказал глава Борисполя.

Третье расхождение между Борисполем и Ryanair — порядок начисление скидки, а также применение правила 100-километровой зоны. По расчетам руководства из-за этого пункта аэропорт рискует недополучить порядка $25 млн в год, (если ставка $7,5 будет предоставлена всем иностранным компаниям). Также Рябикин подчеркнул, что в переговорах между Борисполем и авиакомпанией много политики, но призвал смотреть только на экономику взаимоотношений сторон. При этом он отметил, что готов уйти со своего поста, но подписывать договор в таком формате не собирается.

В свою очередь Владимир Омелян отреагировал на пресс-конференцию представителей Борисполя на своей facebook-странице. Из поста можно сделать вывод, что министр инфраструктуры не считает доводы Борисполя логичными и предрекает полный отказ лоукостера от полетов в Украину:

«Вероятнее всего, сегодня будет объявление об отмене полетов Ryanair в Украине. Что хотели — то и получили. Можно открывать еще один офис по поддержке инвестиций. Reform is happening»

«Относительно политического давления: Президент, Премьер-министр и министр, политические партии выступают за присутствие лоу-кост перевозчиков в Украине, чтобы украинцы имели возможность летать по миру дешево. «Безвиз» — это большой шаг для нашего государства, но его смысл теряется, если путешествия в Европу так и будут оставаться для украинцев недоступными. Так в чем давление? И чего в таком случае больше: «давления» со стороны государства или откровенного шантажа со стороны «аэропорта»?

Обновлено.

На сайте лоукостера Ryanair пропала возможность покупки билетов по направлению из аэропортов «Борисполь» и «Львов».

  • 6 июля 2017 года аэропорт «Борисполь» подписал собственную версию контракта с Ryanair и отправил ее лоукостеру в надежде на то, что европейская компания пойдет на компромисс и не будет настаивать на важных для нее пунктах.
  • 8 июня 2017 года Владимир Омелян анонсировал, что после Киева и Львова Ryanair запустит рейсы из других городов Украины, причем произойдет это уже в следующем 2018 году.
  • 12 мая 2017 года аэропорт «Борисполь» представил программу скидок для авиаперевозчиков, которая должна была привести к существенному удешевлению авиабилетов. Данное решение было воспринято как шаг навстречу лоукостерам в общем и Ryanair в частности.
  • 26 апреля 2017 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян официально заявил, что лоукостер Ryanair окончательно договорился с Борисполем об обслуживании рейсов, однако как показали последующие заявления, это заявление оказалось излишне оптимистичным.
  • В конце апреля глава аэропорта “Борисполь” предложил использовать для Ryanair и других лоукостеров аэродром Гостомель, а на базе “Бориспол”я развивать международный хаб. Тогда же глава “Жулян” рассказал, что во время переговоров Ryanair хотел получить скидку на обслуживание в 60-80%, что по его словам невозможно без государственных дотаций.
  • 15 марта 2017 года крупнейший лоукостер Европы Ryanair официально объявил о выходе на рынок Украины, анонсировав полеты из Киева и Львова по цене от 19,9 евро. В первый же день возникла непонятная ситуация с базовым аэропортом, так как различные источники упоминали и “Борисполь” и “Жуляны”.

Верните Жуляны. Почему Гостомель не вариант для Ryanair

Владимир Гройсман предложил Ryanair летать в Гостомель. Денис Кацило объясняет, почему это не лучшая идея

Вечером 14 марта в киевском аэропорту Жуляны приземлился Boeing 737-700, доставивший в столицу Украины коммерческого директора Ryanair Дэвида О’Брайана. На следующий день планировалось подписать соглашение об обслуживании компании в аэропорту Киев (Жуляны) и официально объявить о начале полетов из Украины. Этот перелет из Дублина до сих пор остается единственным рейсом Ryanair в Украину. А кейс по привлечению перевозчика может стать яркой иллюстрацией на тему, как не нужно вести переговоры, если вы хотите достичь успеха.

Читайте также:  Какова цена за билет в парк «Порт Авентура» Испания в 2020 году

Что пошло не так?

Спустя четыре месяца после первого официального визита авиакомпания заявила об уходе из Украины. Как известно, Ryanair не устроили ставки на обслуживание в столичных аэропортах. “Расходы аэропорта Киев на одного пассажира составляют $25, – заявил 17 июля на посвященной лоукостам пресс-конференции глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский. Помимо стандартных сборов, в эту цифру топ-менеджер включил обслуживание обязательств аэропорта по кредиту $50 млн перед Сбербанком России.

“Сейчас для аэропорта Киев расходы увеличиваются в связи с обслуживанием кредита и выплатой процентов. Можно торговаться вокруг цифры $20-21 за пассажира, говорить, что будут больше летать, есть перспектива и удельная составляющая расходов будет сокращаться. Но когда у вас себестоимость $25, а предлагают $7, торг заканчивается очень быстро. Мы говорили с Ryanair два или три месяца. Но когда поняли, что это не шутка и они реально хотят $7, мы из переговоров вышли”, – поясняет Костржевский.

Чуть раньше в аэропорту Борисполь заявили, что переговоры с Ryanair были обречены с момента фиксации ставки пассажирского сбора в размере $7,5, которую требовал ирландский перевозчик. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян обвинил руководство аэропорта Борисполь в срыве договоренности с Ryanair и заявил, что будет требовать отставки главы аэропорта Павла Рябикина.

Гостомель – наше все

Пытаясь сгладить конфликт, премьер-министр Владимир Гройсман предложил создать базу для лоукостов в Гостомеле, который станет альтернативой Борисполю и Жулянам. Примечательно, что впервые такую идею озвучил Рябикин в конце марта 2017 года, когда Ryanair уже запустил продажи билетов в Борисполь. Он объяснил свое предложение тем, что привлечение бюджетных перевозчиков и развитие хаба в Борисполе ведут к внутреннему конфликту в аэропорту.

Теперь Ryanair предлагают в течение года выполнять полеты из Борисполя или Жулян (скорее всего, на их условиях) с последующим переводом на аэродром в Гостомель.

Конечно, такой сценарий можно реализовать, но возникает два вопроса: захочет ли авиакомпания через год выполнения полетов переходить во второстепенный аэропорт и будет ли этот аэропорт на тот момент готов к обслуживанию рейсов?

Гостомель находится на расстоянии 25 км от Киева. На аэродроме одна взлетно-посадочная полоса, отсутствует пассажирский терминал, сертификат аэродрома не предполагает права выполнения пассажирских перевозок. Эксплуатанты аэродрома – авиакомпания Авиалинии Антонова (специализируется на грузовых перевозках) и ГП Антонов (экспериментальные полеты новых типов воздушных судов и послеремонтные тестовые полеты).

Аэродром входит в структуру ГП Антонов. Предприятие публично не комментировало возможность размещения у себя базы для лоукостов.

Экономика Гостомеля

Сегодня ставки аэропортовых сборов регламентируются приложением №19 к приказу Минтранса (от 14 апреля 2008 года № 433), которое действует для всех аэропортов Украины (без индивидуально определенных аэропортовых сборов). Другими словами, размер аэропортовых сборов был определен путем усреднения в далеком 2008 году.

Если сложить все ставки аэропортовых сборов Гостомеля (с учетом 80% скидки для новых рейсов согласно недавнему приказу Мининфраструктуры), их усредненный размер будет чуть ниже размера действующих аэропортовых сборов Борисполя. Так, в Гостомеле сбор на одного пассажира составит около $7, что вполне устраивает Ryanair.

Если же говорить об экономически обоснованных аэропортовых сборах в Гостомеле, то из-за низкой интенсивности полетов и высокой базы расходов на содержание аэродрома их размер, скорее всего, нужно будет увеличивать. Если, конечно, аэропорт хочет зарабатывать, а не дотироваться.

Большая стройка

Одна из ключевых проблем – инвестиции в реконструкцию аэропорта. Что нужно сделать?

1. Новый пассажирский терминал. При выполнении сезонной программы можно было обойтись временными недорогими сооружениями. Но поскольку реализуется полноценная база лоукостов, без терминала не обойтись.

2. Наземное обслуживание. Неоднократно в СМИ появлялась информация от представителей хендлинговых компаний о кабальных запросах Ryanair по наземному обслуживанию – как финансовых, так и технических. Поэтому приход действующей хендлинговой компании в Гостомель для обслуживания лоукостов выглядит маловероятно, никто не станет работать в минус. На создание собственного хендлинга аэропорта, закупку техники, обучение персонала и сертификацию уйдет уйма времени и денег. И какой в нем смысл, если это не принесет никакой прибыли предприятию?

3. Авиационная безопасность. Придется дополнительно потратиться на обустройство периметра аэропорта, закупку специального оборудования для досмотра пассажиров и багажа, обучение персонала.

4. Инвестиции в аэродром. Сейчас аэродром сертифицирован по первой категории метеоминимума ИКАО, что может не соответствовать требованиям авиакомпаний. Повышение категории потребует инвестиций в новое оборудование, его техническое обслуживание и сертификацию. Дополнительно возникает вопрос о достаточном количестве стоянок для воздушных судов, а также поддержании аэропорта в эксплуатационной готовности для обслуживания рейсов 24/7.

5. Инвестиции в инфраструктуру региона. Уже сейчас в направлении Гостомеля ежедневно наблюдаются автомобильные пробки, район активно застраивается и расширяется.

6. Интеграция аэропорта в транспортную систему региона и создание городского транспортного сообщения с аэропортом.

Можно предположить, что проект обойдется бюджету в десятки миллионов долларов. Особенно спорно реализовывать проект такого масштаба под обязательства перевозчика перевезти в первый год всего 150 000 пассажиров.

Как правило, лоукосты редко соглашаются на ухудшение условий для обслуживания. Предложив Ryanair год выполнения рейсов в Жуляны или Борисполь, Украина может получить очередной скандал в конце этого срока при попытке перевода авиакомпании в Гостомель (если он будет готов к этому времени).

Поэтому строительство базы для лоукостов в Гостомеле – это очередная волна политических спекуляций, которые не решают проблемы Ryanair в Украине, а затягивают переговоры на неопределенный срок. Хватит строить воздушные замки и избыточную инфраструктуру, нужно сконцентрироваться на эффективном использовании существующей и поисках взаимовыгодных компромиссов.

Какая альтернатива?

В аэропорту Борисполь уже есть два законсервированных пассажирских терминала. Аэропорт Жуляны также без проблем может принять авиакомпанию. Ряд региональных аэропортов срочно нуждаются в инвестициях в инфраструктуру и обладают большим потенциалом для развития пассажиропотока и региона в целом.

Идеальным вариантом развития событий может стать возобновление переговоров между Ryanair и аэропортом Жуляны. Конечно, если топ-менеджмент аэропорта реально заинтересован в привлечении Ryanair. Ведь у аэропорта по-прежнему остаются большие резервы для снижения пассажирского сбора для лоукостера: можно не учитывать в себестоимости тарифа свои долговые обязательства (почему аэропорт перекладывает свои проблемы на нового перевозчика?), разработать внятную программу мотивации авиакомпании, посчитать экономию на объемах (с учетом расширения сети полетов в будущем), научиться получать больше неавиационных доходов.

От такого сотрудничества выиграли бы все участники рынка: Ryanair станет соперничать с главным конкурентом Wizzair “под одной крышей”, Жуляны нарастят пассажиропоток и будут развиваться как база для лоукостов. А Борисполь сохранит вектор развития узлового аэропорта и плодотворное сотрудничество с базовым перевозчиком МАУ.

Если же стоит принципиальный вопрос развития аэродрома Гостомель, то идеальным сценарием может стать пилотное концессионное соглашение. Вместо предложения правительства о концессии готовых инфраструктурных объектов – аэропортов Борисполь и Львов – можно позволить инвестору создать с нуля и развивать новый аэропорт.

КОРОНАВИРУС: УКРАИНА – Подтвержденные случаи: 25 411 ( +588 ) | Вылечились: 11 042 ( +602 ) | Умерли: 747 ( +12 )

Главная новость

Статьи в фокусе

  • Вести-UA || Новости Украины
  • »
  • Новости
  • »
  • Экономика
  • »
  • Уход Ryanair из Украины: почему лоукостер может вернуться

Уход Ryanair из Украины: почему лоукостер может вернуться

Компания Ryanair не входила ни в одну страну без скандала, отмечают эксперты. Если со Львовом лоукостер подписал договор без конфликтов, то с “Борисполем” переговоры продолжались больше трех месяцев и закончились провалом. Однако аналитики считают, история с лоукостером в стране не закончилась и превращается в давление на мининфраструктуры и аэропорт. Так, премьер-министр Владимир Гройсман уже заявил, что переговоры с авиакомпанией возобновят.

Сайт Сегодня узнал, почему Ryanair отменил решение летать из Украины и как авиакомпания может вернуться в Украину.

Почему Украина осталась без Ryanair

Диалог с лоукостером изначально был построен неправильно, уверены эксперты. Полеты из аэропорта “Борисполь” и Львова Министерство инфраструктуры анонсировало до завершения переговоров с самими аэропортами. Изначально министр инфраструктуры Владимир Омельян выступил в роли переговорщика. Но в результате вести переговоры пришлось с обеими аэропортами. Если Львов согласился на условия авиакомпания, то в “Борисполе” пытались отправить Ryanair то в “Жуляны”, то в Гостомель, звучали даже предложения летать из Житомира. Однако министр инфраструктуры Владимир Омельян все время уверял авиакомпанию и украинцев, что Ryanair будет летать именно из “Борисполя”. Это ввело ирландскую авиакомпанию в заблуждения, отмечает Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support. После последних переговоров директор международного аэропорта Павел Рябикин заявил, что не может согласиться на условия, которые предлагает лоукостер. По его словам, требования Ryanair незаконные и невозможные в выполнении. А если пойти на них, госпредприятие будет терять два миллиарда гривен в год.

“Я могу заявить как менеджер государственного предприятия, что этот контракт нам не выгоден”, – прокомментировал Павел Рябикин.

Что просил Ryanair от аэропорта “Борисполь”:

бесплатные стойки регистрации,

бесплатные стоянки для такси,

бесплатные площади для рекламы,

бесплатная аренда площадей в терминале,

бесплатная система приема багажа,

бесплатные офисы для продажи авиабилетов,

бесплатная земля для строительства гостиницы,

закрепление мест стоянок для самолетов,

бесплатные офисы для службы аренды автомобилей,

единая ставка аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере 7,5 долларов,

выплата аэропортам 35% с доходов магазинов duty-free,

60-дневное кредитования со стороны аэропорта.

Рябикин также заявил о политическом давлении на него во время переговоров с лоукостером и выразил недоумение, почему меморандум с перевозчиком подписывал министр.

“Если помните, все начиналось с меморандума, подписанного в Министерстве инфраструктуры с одной стороны министром, с другой представителем Ryanair и не был подписан представителем аэропорта потому, что тогда присутствовавший на переговорах финансовый директор отказался его подписать”, – сказал он.

Владимир Омелян считает, что на решение “Борисполя” повлияли “Международные авиалинии Украины”, которые блокируют начало работы ирландского лоукостера в стране. А заявления о невозможности требований Ryanair министр назвал передергиванием фактов и неумением вести переговоры.

“На самом деле ситуация очень проста. Ryanair – это номер один авиакомпания в Европе. Ryanair – это самая дешевая авиакомпания в Европе, которая продает дешевые билеты на перевозки из точки “А” в точку “Б”. Безусловно, что аэропорт”Борисполь”, который под непосредственным влиянием “Международных Авиалиний Украины”, сделал все возможное и невозможное, чтобы эта авиакомпания не зашла на рынок. Чтобы не было свободной конкуренции, и чтобы граждане были вынуждены дальше летать монопольным перевозчиком и платить 300, 400, 500 долларов за билет в одну сторону”, – заявил чиновник.

В МАУ отреагировали на обвинения министра: “Это утверждение не соответствует действительности, поскольку авиакомпания МАУ предлагает своим пассажирам широкий диапазон цен, начинаются от 249 грн. на внутренних и от 587 грн. на международных рейсах”. Также авиакомпания заявила, что министерство нарушает законы, пытаясь предоставить Ryanair более выгодные условия, чем другим авиперевозчикам.

Полеты из Украины были анонсированы до достижения договоренностей – это главная ошибка, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Вместе с тем, аэропорт “Борисполь” показал неумение вести переговоры.

“Основные ошибки в переговорах – то, что детали были вынесены в публичную плоскость еще на первых этапах. Мы сделали заявление о том, что компания выходит на рынок Украины, несмотря на то, что каких-либо принципиальных договоренностей подписано не было. Получается, мы сами себя подставили в данном случае – сделали заявления, за которые не смогли ответить. Но в этой ситуации, я думаю, ниша будет занята – если не Ryanair, то другой авиакомпанией. Другой вопрос – это аэропорт “Борисполь”. Ему нужно проводить корректные и этичные переговоры”, – прокомментировал Вовк “Сегодня”.

Однако Александр Ланецкий считает, что все те требования, с которыми выступил Ryanair к “Борисполю” незаконны и не логичны. К примеру, лоукостер просит от аэропорта 33% доходов duty-free. При этом авиакомпания обещает аэроузлу дополнительных 1,5% пассажиров. Такие условия приемлемы для провинциального аэропорта, в который больше никто не летает, отмечает эксперт.

Читайте также:  Эмиграция в Израиль из России и Украины в 2020 году по обучению, пенсионерам

“Это было бы логично в Житомире или Белой Церкви, где без Ryanair не летает никто и никогда не полетит. Тогда да, авиакомпания туда пришла и принесла поток. То есть изначально было понятно, что эти требования рассчитаны на провинциальный небольшой аэропорт, в который никто не летает и в котором поток без Ryanair невозможен”, – прокомментировал аналитик.

Почему Ryanair отменил рейсы из Львова

Ryanair планировать летать из Киева и Львова. Однако из-за отсутствия компромисса с аэропортом “Борисполь” решил отменить решение летать из Украины вообще. При этом договор со Львовским аэропортом авиакомпания согласовала и подписала еще в феврале. Ланецкий поясняет, такое решение понятно, если компании украинское направление оказалось невыгодным.

“Себестоимость полета у них начинается от 50-ти евро. Если они продают билеты дешевле и не получают дотацию, это значит, что они продают их в минус. Даже неделю назад было полно билетов по 30-40 евро. Это значит, что не раскуплены даже дешевые билеты – дорогие билеты вообще не продаются. Я думаю, раз они закрыли, значит, они не видят рынка. Если бы тут все было хорошо, никто бы не закрывал. Да, повозмущались, но точно бы не закрывали рейсы из Львова – подписаны все договора, все согласовано, получены все условия”, – отмечает он.

Причину отказа от Львова нам объяснила гендиректор львовского аэропорта Татьяна Романовская. Переговоры с Ryanair начались полгода назад. Еще тогда авиакомпания поставила устное условие, что будет летать в Украину, если ей дадут два аэропорта: в Киеве и Львове. Но лоукостер смог найти общий язык со Львовом, а с “Борисполем” – нет. Так Киев автоматически сорвал соглашение Ryanair со Львовом. При этом Татьяна Романовская отмечает, что им удалось подписать договор без нарушения законов.

“Когда наш аэропорт составлял договор – многие из их условий мы отклонили. Каждый пункт мы обсуждали и обосновывали нашу позицию. Мы можем согласовывать только то, что в нашем подчинении. Ryanair долго настаивал, но в конечном счете соглашался и мы двигались дальше. Мы вместе смогли составить договор, которые отвечает нашему законодательству, нашем условиям, который конкурентный и не идет в разрез коммерческим составляющим. Наш договор был готов уже в феврале, поэтому продажа билетов началась с марта. “Борисполю” или мало времени, или они не могут убедить – я не знаю, на чем они остановились. Мы не нарушили ни одного закона и ничего не оплачиваем Ryanair”, – рассказала гендиректор аэропорта “Львов”.

Может ли Ryanair вернуться в Украину

“Сейчас Ryanair фактически пошел на шантаж. Самая худшая ситуация, которую могут допустить украинцы – это пойти, упасть в ноги со словами: “Вернись, я все прощу”, – говорит Александр Ланецкий.

По его словам, Ryanair ждет, что в руководство страны накажет тех, кто ввел компанию в заблуждение, так как лоукостер ожидал получить в комплекте со Львовом и Киев. Поэтому Украине нужно разобраться, почему с авиакомпанией возникло непонимание. А во вторых, нужно четко определить, что аэропорты во Львове и Киеве абсолютно самостоятельно принимают решения.

На заявление об уходе Ryanair отреагировал премьер-министр Владимир Гройсман. По поводу авикомпании он созвал на совещание руководителей Министерства инфраструктуры, Минюста, аэропорта “Борисполь”, “Ассоциации аэропортов Украины и Офиса привлечения и поддержки инвестиций. В результате – решили возобновить переговоры с Ryanair.

А министр инфраструктуры заявил, что намерен уволить Павла Рябикина за срыв договора. Омелян пообещал в среду, 12 июля, подать в Кабмин представление на увольнение директора “Борисполя”. Также он отметил, что переговоры с Ryanair могут возобновиться только после назначения нового руководства аэропорта.

Перед отказом от полетов в Украину Ryanair обнадежил Львов, что они могут вернуться. По словам Татьяны Романовской, в телефонном разговоре руководство авиакомпании сообщило, что ждут от Киева пересогласования условий договора.

Своим отказом от полетов не только в Киев, а и во Львов Ryanair пытается давить на Украину, уверен Сергей Вовк. В любых переговорах авиакомпания ведет жесткую позицию, чтобы получить конкурентную стоимость билетов. Украина – не прицендент в отношении Ryanair. Такая же ситуация была в Дании, Норвегии и других странах. Но, как показывает опыт работы лоукостера, он, скорее всего, не отказывается от Украины, а выжидает более выгодных условий.

“Они хотят получить аэропорт “Борисполь”, несмотря на то, что он очень для них нетипичен, поскольку во всех других странах мира Ryanair летает в так называемые “вторые”, не главные аэропорты. Для того, чтобы получить необходимые для них цены, они занимают жесткую переговорную позицию – в Украине это напоминает игру во “все или ничего”. Но все же я думаю, что это не последняя точка в истории с данной авиакомпанией – об этом говорит и опыт Ryanair в других странах мира”, – отмечает Вовк.

Ты еще не подписан на Telegram? Быстро жми!

Ryanair уходит из Украины. Почему Борисполь не смог договориться с крупнейшим лоукостером

В понедельник, 10 июля, ирландский лоукостер Ryanair отменил запланированный на осень 2017 года старт полетов в Украину и из Украины. В заявлении компании говорится, что в этом виновато руководство аэропорта Борисполь. По версии лоукостера, аэропорт нарушил договоренности, которых компания достигла с украинским Министерством инфраструктуры. В Борисполе же говорят, что Ryanair выдвинул “неуместные требования”. “ГОРДОН” коротко рассказывает, что произошло и кто кого в этом обвиняет.

О приходе Ryanair в Украину в середине марта объявили министр инфраструктуры Владимир Омелян и коммерческий директор ирландской компании Дэвид О’Брайан. Предполагалось, что рейсы будут выполняться из Киева и Львова с октября 2017 года. 5 июля директор Борисполя Павел Рябикин сообщил, что договор с ирландцами подписан и направлен в головной офис авиаперевозчика. Но спустя пять дней он объявил, что Ryanair предъявил аэропорту ультиматум, выполнение которого может нанести Борисполю около 2 миллиардов гривен убытков в год.

Для Ryanair конфликты с местными властями не новы. Так, в 2011 году компания закрыла единственное представительство в Марселе после того, как Франция потребовала платить налоги по французским, а не ирландским законам, писала британская газета The Guardian. Конфликты с чиновниками у Ryanair были также в Дании, Шотландии, Норвегии и Италии.

На пресс-конференции, которая состоялась 10 июля, Рябикин рассказал о нескольких требованиях ирландской компании – неуместных и противозаконных, по его мнению. “Начиная с самого простого – где должны рассматриваться спорные моменты. Перевозчик настаивает, чтобы спорные вопросы решались в Лондонском арбитраже с применением норм британского права. Это неуместное требование. Мы считаем, что они должны решаться в судебном порядке на территории Украины”, – сказал он.

Рябикин добавил, что среди других неприемлемых требований компании – бесплатные услуги аэронавигации, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, монтаж системы приема багажа, выделение земли под строительство отеля, выплата аэропортом 35% доходов от деятельности магазинов Duty Free.

Еще одно требование Ryanair, с которым не согласны в Борисполе, – закрепить пассажирский сбор в размере $7,5 с человека на пять лет. Другие авиакомпании, считает Рябикин, могут обратиться в Антимонопольный комитет с заявлением о недобросовестной конкуренции – и выиграют. Снижение сбора для всех авиаперевозчиков, добавил директор Борисполя, повлечет убытки для предприятия.

Также ирландская компания добивается изменений в так называемое правило 100-километровой зоны: авиаперевозчик может получить скидку за открытие нового направления: рейс должен выполняться в город или аэропорт, расположенный не менее чем в ста километрах от места, куда уже совершаются полеты. Ryanair хочет получать скидку за полеты в любой новый аэропорт.

В статье для портала Texty.org.ua журналист Павел Контрактович отмечает, что требования, предъявленные киевскому аэропорту, – стандартное поведение компании. “Именно по этим причинам в абсолютном большинстве стран Европы Ryanair летает из периферийных аэропортов, где готовы выполнить его условия в обмен на пассажиропоток”, – говорится в материале.

Через несколько часов после заявления директора Борисполя коммерческий директор авиакомпании Дэвид О’Брайан заявил, что ни из Киева, ни из Львова Ryanair летать не будет.

“Ryanair отменяет свой запланированный выход на украинский рынок после того, как киевский аэропорт не выполнил соглашение, достигнутое в Министерстве инфраструктуры с должностными лицами аэропорта и нынешним генеральным директором аэропорта Рябикиным в марте этого года”, – сказано в заявлении компании.

По мнению Ryanair, киевский аэропорт “выбрал защиту авиакомпаний с высокими тарифами, включая “Международные авиалинии Украины” (компания связана с бизнесменом Игорем Коломойским. – “ГОРДОН”), и лишает украинских потребителей доступа к самым низким тарифам в Европе и самой широкой сети маршрутов”.

“У Ryanair нет выбора, кроме как отменить четыре новых киевских маршрута и семь новых львовских маршрутов, что приведет к потере более 500 тысяч пассажиров и 400 рабочих мест”, – добавили в компании.

Эксперт в сфере транспорта Сергей Хижняк в комментарии “ГОРДОНу” признал, что условия, выдвигаемые Ryanair, – “довольно жесткие”. В срыве договоренностей он винит обе стороны.

“Авиакомпания и аэропорт – это два предприятия, а не благотворительные организации. Условия Ryanair изначально были довольно жесткими. В ответ аэропорт Борисполь озвучил встречные предложения. Это нормально, когда стороны делятся друг с другом своими позициями. После этого начинаются реальные переговоры. И здесь уже все зависит от целей каждой из сторон. Если бы Ryanair хотел летать в Украину, а Борисполь желал бы принимать их рейсы, то они искали бы компромисс. Но когда каждая сторона настаивает на своей позиции, получается то, что мы все с вами увидели. Просто они не договорились”, – отметил Хижняк.

По его мнению, как и в других странах, приходу крупного лоукостера в Украине противятся местные компании. “Международные авиалинии Украины” приложили все усилия, чтобы Ryanair к нам не зашел. Так работает украинский бизнес, мы можем только констатировать этот факт”, – заявил эксперт.

Народный депутат от Блока Петра Порошенко Владимир Арьев в свою очередь считает ситуацию с Ryanair “хрестоматийным” случаем того, “как олигархи мешают цивилизованному развитию Украины”. Его коллега Виталий Чепинога отметил, что такие конфликты наносят Украине больше репутационных потерь, чем экономических.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян отреагировал на произошедшее с сарказмом. Он назвал “удивительным”, что Ryanair “вообще выдвигает какие-то условия”.

“Они должны были заниматься благотворительностью, взять кредит в долларах под 25% годовых в “ПриватБанке” и дать возможность беззаботного дальнейшего обогащения украинским топ-служащим и олигархам. “Икеа”, “Дженерал Электрик”, ДП “Ворлд” – тоже абсолютно лишние в стране, Конча-Заспа которой родила Христа, слонов и полностью уничтожила коррупцию и олигархию до момента их непорочного зачатия”, – написал Омелян в Facebook.

Министр тоже упоминает в своем заявлении “Международные авиалинии Украины”. Он отмечает, что Мининфраструктуры снизило тарифы в аэропорте для всех авиакомпаний, а не только для ирландцев.

“Базовая авиакомпания, которая и до этого никогда не испытывала по отношению к себе дискриминационных условий, точно так же получила максимальные скидки. Учитывая объемы перевозок, МАУ выиграет больше всех. А учитывая тот факт, что МАУ должна около 400 млн грн государственному бюджету, дополнительные скидки – вообще подарок с неба. А теперь вопрос: сколько государство недополучает из-за сверхкомфортных условий для МАУ?!” – добавил Владимир Омелян.

На пресс-конференции Рябикин сказал, что отзовет свою подпись под договором с Ryanair. По его словам, подписать договор с лоукостером можно, если компания откажется от своих требований или если у аэропорта Борисполь будет новый директор. Министр Омелян 11 июля заявил, что внесет представление об увольнении Виктора Рябикина на рассмотрение Кабинета Министров уже в эту среду.

“Насколько мне известно, Украина – не первая страна, где Ryanair не смог договориться о начале полетов. То есть с какими-то аэропортами они не нашли общий язык, где-то прекратили пассажирские перевозки. Потом, спустя время, они смогли договориться и вернуться. Руководство Ryanair постоянно торгуется с партнерами и ищет возможности для сотрудничества. Такие ситуации у них происходят постоянно”, – отметил он в комментарии “ГОРДОНу”.

Читайте также:  Как переехать жить в Мексику из России: способы получения гражданства, ВНЖ

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заверил, что переговоры с ирландским лоукостом возобновят.

Ирландцы не пройдут. Кто виноват в срыве переговоров Борисполя с Ryanair

10 июля авиакомпания Ryanair объявила об отмене полётов в Украину. Своё решение Ryanair объяснил тем, что гендиректор Борисполя Павел Рябикин не выполнил условия соглашения, достигнутого с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.

Как говорится в сообщении Ryanair, вместо этого аэропорт выбрал стратегию поддержки авиакомпаний с высокими тарифами, включая МАУ . “Мы сожалеем о том, что Украина ещё недостаточно зрелое место для инвестиций, возможности которых предоставляет Ryanair. Невыполнение аэропортом Киева обязательств приведёт к потере более 500 тыс. клиентов и 400 рабочих мест уже в первый год”, — заявил коммерческий директор Ryanair Дэвид О’Брайен.

Столь резкая реакция авиакомпании связана с решением Рябикина в одностороннем порядке завершить обсуждение условий обслуживания в аэропорту. Несколькими днями ранее он отправил Ryanair подписанный Борисполем договор об обслуживании, в котором не было учтено главное требование авиакомпании — предоставление скидки по направлению Киев — Лондон, где уже летают МАУ и British Airways и которое по этой причине не попадает в программу новых рейсов.

Кроме того, Рябикин раскрыл ряд других требований авиакомпании, от выполнения которых Борисполь отказался. Если верить Рябикину, Ryanair требовал от аэропорта предоставления бесплатных аэронавигации, стоек регистрации пассажиров, стоянок для такси, площадей для рекламы, систем приёма багажа, офисов для продажи авиабилетов и аренды авто и выделения земельного участка для строительства отеля. Также в число требований авиакомпании, по версии Рябикина, входили единая ставка аэро­портового сбора в размере $7,5 с пассажира на протяжении четырёх лет и выплата аэропортом 35% прибыли с доходов магазинов duty free. По словам гендиректора Борисполя, все эти требования противозаконны.

Помимо прочего, авиакомпания потребовала закрепления стоянок самолётов, а это, по мнению Рябикина, технологически невозможно, а также 60-дневного кредитования со стороны Борисполя, что не отвечает требованиям финансовой дисциплины.

По словам Рябикина, 15 рейсов в неделю по четырём направлениям, которые Ryanair планировал осенью запустить из Борисполя, принесли бы аэропорту увеличение пассажиропотока на 1,5% и прирост доходов на 0,5%. В то же время, по оценкам гендиректора Борисполя, соглашение с требованиями Ryanair означало бы потерю аэропортом 2 млрд грн в год.

$77 млн в год терял бы, по словам Павла Рябикина, Борисполь, подписав соглашение с Ryanair

После уведомления Ryanair об отказе от полётов в Украину Омелян написал эмоциональный пост в своём Facebook. “Один из лучших юристов Украины (Рябикин. — ред.) не знает, что конфиденциальные условия договора разглашать запрещено, а особенно фантазировать на их тему”, — отметил чиновник.

Ryanair же комментировать условия договора отказывается, поэтому судить, действительно ли авиа­компания требовала от аэропорта столь широкого спектра бесплатных услуг, как заявляет Рябикин, затруднительно.

Небо Лондона

Между тем, по мнению главы юридической фирмы “Анте” Андрея Гука, скидки по лондонскому направлению Ryanair можно было предоставить на вполне законных основаниях. “Рябикин — опытный юрист. Он должен понимать, что надо было сделать анализ оферты с точки зрения антимонопольного законодательства, переписать с учётом этих рисков публичное предложение и сделать скидки временными”, — поясняет Гук. Но, по его словам, Борисполь предпочёл создать неприемлемые условия для лоукоста. Гук явно намекает на протекционизм со стороны руководства аэропорта для МАУ Игоря Коломойского. Об этом же неоднократно говорили и чиновники Мининфраструктуры, как и сам Ryanair.

Впрочем, адепты теории сговора Борисполя с МАУ предпочитают замалчивать один вопрос: почему Ryanair не сумел договориться с аэропортом Киев (Жуляны), как это предполагалось изначально. Именно в Жуляны из-за более низких тарифов “тупикового” аэропорта, не имеющего возможностей для транзита, летают лоукостеры WizzAir, Flydubai и Pegasus Airlines. А вот МАУ в Жулянах как раз нет. Да и сам аэропорт концессионный — он находится в управлении киевского девелопера Василия Хмельницкого. Последнего с Коломойским не связывают ни политические, ни бизнес-проекты. То есть интересы днепровского олигарха Хмельницкому безразличны.

Как это было

В начале марта этого года распространились очередные слухи о намерении Ryanaіr начать полёты в Жуляны. Аэропорт периодически вступал в переговоры с ирландским перевозчиком, начиная с 2011-го, однако ни одна из попыток договориться так и не увенчалась успехом. Как поясняло руководство Жулян, Ryanaіr настаивал на плате $5 за каждого перевезённого пассажира, что аэропорт не устраивало.

Как утверждает источник Фокуса в топ-менеджменте одной из работающих в авиации крупных компаний, ещё в ноябре прошлого года менеджеры Ryanaіr хоть предварительно и оценивали перспективы украинского рынка, однако категорично заявляли, что в ближайшее время летать в страну не намерены.

Однако в начале года, по словам нашего визави, Ryanaіr по собственной инициативе возобновил переговоры. Менеджеры авиакомпании пояснили, что предложение, сделанное им Владимиром Омеляном, заставило пересмотреть планы в отношении Украины.

$4,5 млн в год заработал бы, по оценке Владимира Шульмейстера, Борисполь за счёт неавиационной деятельности после прихода Ryanair

Далее следовали несколько месяцев переговоров с руководством Жулян. 13 марта премьер Владимир Гройсман заявил о приходе в Украину ирландского перевозчика. В тот же день вечером в Жулянах приземлился корпоративный борт Ryanaіr с топ-менеджментом компании. Но днём позже представители перевозчика заявили о выполнении полётов из государственного Борисполя.

Чтобы пояснить столь странный выбор аэропорта, Дэвид О’Брайен дал авиационному эксперту Александру Ланецкому интервью, в котором говорил о стремлении заключить стратегическое соглашение с МАУ и продавать на своём сайте совместные билеты из Европы в Азию и страны СНГ : в Борисполь, по задумке О’Брайена, пассажиров должен был привозить Ryanair, а затем пересаживать их на рейсы МАУ . Однако это откровенная фантастика. Ryanair неоднократно говорил о намерении начать продажу билетов с пересадкой на свои же рейсы на собственных базах. Однако до сих пор не смог это осуществить из-за неприспособленности лоукост-модели для хабовых перевозок.

Ryanaіr с Жулянами просто не сумел договориться в очередной раз. Как уверяет наш источник, именно тогда Омелян на свой страх и риск пообещал, что добьётся выполнения условий перевозчика государственным Борисполем.

Омеляна можно понять. В совместном брифинге министра и О’Брайена также было заявлено участие руководителя фракции “Народного фронта” нардепа Максима Бурбака. Это подтверждает популярную в инсайдерских кругах версию о том, что настойчивые попытки Мининфраструктуры привести в Украину Ryanair — не что иное, как имиджевый проект “Народного фронта”, по квоте которого Омелян и попал в министерское кресло.

Новоназначенный директор Борисполя Павел Рябикин в ответ на давление Омеляна избрал тактику “итальянской забастовки”. Он вёл переговоры с Ryanair, однако категорически не соглашался отступать от буквы закона. Так, чтобы предоставить ирландскому перевозчику хотя бы на части направлений тариф в $7,5 за пассажира, Омеляну пришлось снизить базовые тарифы Борисполя, от которых рассчитывается скидка на новые рейсы.

Однако Мининфраструктуры не имеет права вмешиваться в коммерческую деятельность аэропортов. Омелян оказался не в состоянии легализовать все остальные требования авиакомпании. “Если бы Рябикин пошёл на поводу требований Ryanair, к нему пришла бы прокуратура и обвинила его в нанесении ущерба государству. Чем бы ему помог Омелян? Такое можно было делать при Януковиче, когда все жёстко подчинялись спущенным сверху директивам. Но не сейчас”, — поясняет наш собеседник.

Соглашается с ним и бывший глава авиационного департамента Мин­инфраструктуры Андрей Ярмак. “Рынок на лондонском направлении сформирован, и действующие на маршруте перевозчики не должны получать дополнительных преференций. Программа мотивации создана как маркетинговый инструмент для развития маршрутной сети, когда на начальных этапах запуска нового рейса аэропорт разделяет финансовые риски с перевозчиком. Поэтому вполне логичным выглядит отказ руководства Борисполя от предоставления скидок для Ryanair по данному направлению. Это нарушит логику функционирования самой программы”, — говорит он.

Продавать по-новому

Впрочем, и в позиции Омеляна, чем бы он ни руководствовался в стремлении привлечь Ryanair в Украину, логика есть. Действительно, эта авиакомпания выкручивает аэропортам руки, требуя лучших условий, чем у других перевозчиков по всей Европе. И аэропорты на условия Ryanair соглашаются, несмотря на протесты конкурирующих авиакомпаний. Дело в том, что при желании Ryanair, крупнейшая авиакомпания Европы, продавшая в прошлом году 106 млн билетов, может генерировать гигантские потоки.

Европейские аэропорты благодаря Ryanair зарабатывают на неавиационной деятельности — общепите, магазинах duty free, парковках, трансфере пассажиров. “Важнейший положительный эффект от Ryanair — это увеличение пассажиропотока. Предлагаемые 150 тыс. пассажиров могут принести до $4,5 млн. Во взаимодействии с лоукостами важную роль играют именно неавиационные виды деятельности”, — поясняет экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Кроме того, на туристических направлениях дополнительную прибыль приносит оставленный привезёнными Ryanair пассажирами туристический налог и фискальные платежи с прибыли рестораторов. Это даёт возможность местным властям курортных регионов дотировать Ryanair, даже доплачивая перевозчику за доставленных им пассажиров.

Однако украинские аэропорты на неавиационной деятельности пока зарабатывать не умеют. Эта проблема тоже не нова. О необходимости развивать неавиационную деятельность говорят с 2013 года, когда первоначально планировалось подписать с ЕС Соглашение об открытом небе. При назначении Рябикина на пост гендиректора Борисполя Омелян одним из показателей работы менеджера определил увеличение доли неавиационных доходов аэропорта до 40% в течение двух лет. И Рябикин работает над этим. “Мы услышали просьбу от Lufthansa Group организовать отдельный сервис для бизнес-пассажиров этой группы. У нас прошёл тендер на строительство паркинга, мы в процессе подписания договора с подрядчиком. Первую очередь приблизительно на 1 тыс. машино-мест, очень надеемся, сдадим к концу I квартала следующего года. Также на протяжении 7–8 месяцев появятся дополнительные 500 кв. м площади для размещения магазинов и ресторанов”, — говорит Рябикин. Но инфраструктурные преобразования аэропорта – дело не одного дня.

Что касается туристической прибыли от отельеров и рестораторов, то пока в Украине в небольших отелях вообще не выдают чеков, а счета ресторанов сплошь записаны на ФЛП на едином налоге, говорить о том, что за счёт туристов удастся собрать средства на дотации Ryanair, попросту смешно. То есть надо признать: полёты Ryanair на предложенных перевозчиком условиях в сложившейся ситуации Борисполю действительно невыгодны.

Зачем же так резко?

Тем не менее, ещё несколько дней назад практически все опрошенные изданием профильные эксперты утверждали, что в итоге перевозчик всё же подпишет предложенные аэропортом условия.

По одной из версий, программа полётов Ryanair в Украину оказалась коммерчески убыточной. Авиакомпания просто не смогла продать необходимое количество билетов по приемлемой цене. И использовала нежелание Борисполя подписывать на её условиях договор, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре. В Европе такие случаи уже были.

Однако важнее другое. Омелян, несмотря на очевидную уже после провала переговоров с Жулянами скандальность затеи, действительно много сделал для развития украинской авиации. “Авиакомпании почувствовали уменьшение тарифов в Борисполе, все получили скидки за новые рейсы и за объём перевозок. МАУ заявила о большом количестве лоукост-цен на билеты. WizzAir увеличивает присутствие на рынке и предлагает много акций. Eurowings сообщил о выходе на рынок Украины. Такие компании, как Ryanair, меняют правила игры. И в итоге меняется всё”, — восклицает Гук.

Что же касается Ryanair, можно предположить, что возросшая благодаря инициативности Омеляна активность конкурентов таки вынудит зайти ирландского перевозчика в Украину. И год-два спустя Ryanair начнёт очередной раунд переговоров с Жулянами. Так как в этот раз переговоры будут сугубо коммерческие, не подкреплённые щедрыми обещаниями министра, авиакомпания окажется сговорчивее.

Главное, чтобы чиновники занимались своей работой — создавали благоприятную регуляторную базу, а не вмешивались в переговоры двух субъектов хозяйствования — авиакомпании и аэропорта. Не министерское это дело.

Евгений Гордейчик, инфографика: Елизавета Букреева

Добавить комментарий